В металлоломе найдена могильная плита известного князяВ середине 90-х годов меня заинтересовала статья в газете «Рабочий путь» «Князья с четырёхэтажной фамилией». Автор А.Трофимов посвятил её старинному княжескому роду и её представителю, имеющему отношение к нашему краю. А именно, предводителю уездного дворянства, Духовщинского уезда, князю Петру Петровичу Друцкому-Соколинскому-Гурко-Ромейко.
Древнейшими княжескими родами в России считались Рюриковичи, родословная которых исходила от князя Рюрика. Таких родов к концу прошлого века насчитывалось 51. Представители многих из них (князья Вяземские, Волконские, Долгоруковы, Друцкие - Соколинские, Козловские, Лобановы - Ростоцкие, Прозоровские, Шаховские, Щербатовы и др.) имели свои родовые владения на смоленской земле. Среди них и немногочисленный (всего 9 представителей мужского пола) род князей Друцких-Соколинских-Гурко-Ромейко.
Дру́цкие-Соко́линские-Гурко́-Роме́йко (также Друцкие-Соколинские-Ромейко-Гурко) — русский княжеский род, отрасль князей Друцких-Соколинских. Родоначальник — Илья Андреевич Друцкой-Соколинский (XXVIII колено от Рюрика), который женился в 1723 году на Анне Андреевне Гурко-Ромейко. Их дети князья Пётр и Николай Ильич до 1768 года писались по фамилии матери, а затем по указу Петра I, от 14 марта 1714 года стали именоваться князьями Друцкими-Соколинскими-Гурко-Ромейко. Род князей Друцких-Соколинских-Гурко-Ромейко пресекся в конце XIX века.
Князь Петр (умер холостым) был Духовщинским уездным предводителем дворянства, избирался депутатом от Смоленской губернии Комиссию Уложения, созванную Екатериной II в 1767 году.
Князь Николай, гвардии подпоручик, участник суворовских походов, был женат на Евдокии Елисеевне Пересветовой из имения "Пересветово" Смоленского уезда (ныне станция Пересветово Кардымовского района) и имел трех сыновей: Ивана, Алексея (оба служили фурьерами лейб-гвардии Преображенского полка, умерли холостыми) и Петра, служившего в том же полку, а затем бывшего городничим в г. Духовщине. Он и его жена Анна Николаевна, урожденная Певало-Швейковская, имели одного сына - Петра Петровича (1806-1843), титулярного советника, женатого на смолянке Ольге Ивановне Краевской.
Их сыновья Василий и Петр, умершие бездетными, были последними представителями этого княжеского рода.
В своей статье в газете «Рабочий путь» А.Трофимов в частности писал:
«Князь Петр Петрович Друцкой-Соколинский-Гурко-Ромейко (1829-1897), статский советник, был известным на Смоленщине деятелем. Будучи более 15 лет Духовщинским уездным предводителем дворянства (1870-1885), он многое сделал для экономического и культурного развития уезда.
Он же помог купцам Хлудовым получить в усадьбе, у Ярцева Перевоза, участок земли для строительства бумагопрядильной фабрики, благодаря которой возник город Ярцево.
Стараниями князя в Духовщинском уезде, занимавшем последнее место в губернии по развитию просвещения, были построены десятки новых школ. Он во многом поддержал приехавшего в Духовщину молодого педагога В. П. Вахтерова, заметил его педагогический талант и рекомендовал на должность инспектора народных училищ.
Похоронен князь в селе Горки на родовом кладбище у церкви построенной в 1797 году его предками. На надгробном памятнике были высечены слова: "Князю Петру Петровичу Друцкому-Соколинскому-Гурко-Ромейко, владельцу сел Горки, Михайловское, Шокино и Солошино, умершему 13 января 1897 года, 67 лет от роду. Духовщинское дворянство своему предводителю" и ниже: "Здесь погребена и супруга князя Мария Степановна, умершая 15 июля 1895 года на 61 году от рождения".
Ныне этот надгробный памятник служит ступенькой для вытирания ног у крыльца одного из домов в д. Горки Ярцевского района».Кто же мог знать, что судьба сведёт меня с этой плитой, спустя много лет. Видимо тогда же, в лихие 90-е годы, жителя д.Горки, уже не устраивало, использование толстой чугунной плиты в качестве ступеньки и он решил сдать её в металлолом. Может быть она была у него «переукрадена», как когда то некто украл её с могилы. В металлолом её приняли, но отправлять в переплавку не стали. Поняли, что это какая-то ценность. Позвонили знакомому посоветоваться. Тот выкупил плиту и отвёз её на хранение на территорию одного промышленного предприятия. Там эта плита пролежала в целости и сохранности более 10 лет. Случайно, в разговоре узнав, что я состою в Ярцевском обществе краеведов, рассказал о том, что у них на территории лежит плита с могилы одного князя и, что надо бы её, куда-то определить. Я посоветовался с отцом Василием (Мовчанюком) и с его любезного согласия плита была перемещена на временное хранение к храму Петра и Павла. Существенную помощь в перевозке могильной плиты оказал магазин «Твой дворик»
http://www.yartsevo.ru/tvoi_dvorik.html (Д.Цаплин), предоставивший манипулятор.
Когда я осмотрел плиту на территории завода безалкогольных напитков (бывший ликёро-водочный), она была покрыта толстым слоем льда. Поэтому полностью прочесть текст и сфотографировать его не удалось. Но последние строки точно соответствовали тексту из статьи в газете «Рабочий путь». Это чугунная плита, толщиной 4-5 см, длиной примерно 1,5 метра. Она аккуратно стояла на поддонах, окружённая пустыми бочками из-под сырья.
Что делать дальше? Будем проводить работу по нахождению могилы супругов (Д.С.Г.Р.). А потом решать, что делать с могильной плитой.
Участник Ярцевского общества краеведов Ю.Бухалов