Автор Тема: Духовщинский уезд  (Прочитано 7126 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6952
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« : 14 Февраля 2016, 03:53:16 »
В металлоломе найдена могильная плита известного князя
В середине 90-х годов меня заинтересовала статья в газете «Рабочий путь» «Князья с четырёхэтажной фамилией». Автор А.Трофимов посвятил её старинному княжескому роду и её представителю, имеющему отношение к нашему краю. А именно, предводителю уездного дворянства, Духовщинского уезда, князю Петру Петровичу Друцкому-Соколинскому-Гурко-Ромейко.
Древнейшими княжескими родами в России считались Рюриковичи, родословная которых исходила от князя Рюрика. Таких родов к концу прошлого века насчитывалось 51. Представители многих из них (князья Вяземские, Волконские, Долгоруковы, Друцкие - Соколинские, Козловские, Лобановы - Ростоцкие, Прозоровские, Шаховские, Щербатовы и др.) имели свои родовые владения на смоленской земле. Среди них и немногочисленный (всего 9 представителей мужского пола) род князей Друцких-Соколинских-Гурко-Ромейко.
Дру́цкие-Соко́линские-Гурко́-Роме́йко (также Друцкие-Соколинские-Ромейко-Гурко) — русский княжеский род, отрасль князей Друцких-Соколинских. Родоначальник — Илья Андреевич Друцкой-Соколинский (XXVIII колено от Рюрика), который женился в 1723 году на Анне Андреевне Гурко-Ромейко. Их дети князья Пётр и Николай Ильич до 1768 года писались по фамилии матери, а затем по указу Петра I, от 14 марта 1714 года стали именоваться князьями Друцкими-Соколинскими-Гурко-Ромейко. Род князей Друцких-Соколинских-Гурко-Ромейко пресекся в конце XIX века.
Князь Петр (умер холостым) был Духовщинским уездным предводителем дворянства, избирался депутатом от Смоленской губернии Комиссию Уложения, созванную Екатериной II в 1767 году.
Князь Николай, гвардии подпоручик, участник суворовских походов, был женат на Евдокии Елисеевне Пересветовой из имения "Пересветово" Смоленского уезда (ныне станция Пересветово Кардымовского района) и имел трех сыновей: Ивана, Алексея (оба служили фурьерами лейб-гвардии Преображенского полка, умерли холостыми) и Петра, служившего в том же полку, а затем бывшего городничим в г. Духовщине. Он и его жена Анна Николаевна, урожденная Певало-Швейковская, имели одного сына - Петра Петровича (1806-1843), титулярного советника, женатого на смолянке Ольге Ивановне Краевской.
Их сыновья Василий и Петр, умершие бездетными, были последними представителями этого княжеского рода.

В своей статье в газете «Рабочий путь» А.Трофимов в частности писал: «Князь Петр Петрович Друцкой-Соколинский-Гурко-Ромейко (1829-1897), статский советник, был известным на Смоленщине деятелем. Будучи более 15 лет Духовщинским уездным предводителем дворянства (1870-1885), он многое сделал для экономического и культурного развития уезда.
Он же помог купцам Хлудовым получить в усадьбе, у Ярцева Перевоза, участок земли для строительства бумагопрядильной фабрики, благодаря которой возник город Ярцево.
Стараниями князя в Духовщинском уезде, занимавшем последнее место в губернии по развитию просвещения, были построены десятки новых школ. Он во многом поддержал приехавшего в Духовщину молодого педагога В. П. Вахтерова, заметил его педагогический талант и рекомендовал на должность инспектора народных училищ.
Похоронен князь в селе Горки на родовом кладбище у церкви построенной в 1797 году его предками. На надгробном памятнике были высечены слова: "Князю Петру Петровичу Друцкому-Соколинскому-Гурко-Ромейко, владельцу сел Горки, Михайловское, Шокино и Солошино, умершему 13 января 1897 года, 67 лет от роду. Духовщинское дворянство своему предводителю" и ниже: "Здесь погребена и супруга князя Мария Степановна, умершая 15 июля 1895 года на 61 году от рождения".
Ныне этот надгробный памятник служит ступенькой для вытирания ног у крыльца одного из домов в д. Горки Ярцевского района».

Кто же мог знать, что судьба сведёт меня с этой плитой, спустя много лет. Видимо тогда же, в лихие 90-е годы, жителя д.Горки, уже не устраивало, использование толстой чугунной плиты в качестве ступеньки и он решил сдать её в металлолом. Может быть она была у него «переукрадена», как когда то некто украл её с могилы. В металлолом её приняли, но отправлять в переплавку не стали. Поняли, что это какая-то ценность. Позвонили знакомому посоветоваться. Тот выкупил плиту и отвёз её на хранение на территорию одного промышленного предприятия. Там эта плита пролежала в целости и сохранности более 10 лет. Случайно, в разговоре узнав, что я состою в Ярцевском обществе краеведов, рассказал о том, что у них на территории лежит плита с могилы одного князя и, что надо бы её, куда-то определить. Я посоветовался с отцом Василием (Мовчанюком) и с его любезного согласия плита была перемещена на временное хранение к храму Петра и Павла. Существенную помощь в перевозке могильной плиты оказал магазин «Твой дворик» http://www.yartsevo.ru/tvoi_dvorik.html (Д.Цаплин), предоставивший манипулятор.
Когда я осмотрел плиту на территории завода безалкогольных напитков (бывший ликёро-водочный), она была покрыта толстым слоем льда. Поэтому полностью прочесть текст и сфотографировать его не удалось. Но последние строки точно соответствовали тексту из статьи в газете «Рабочий путь». Это чугунная плита, толщиной 4-5 см, длиной примерно 1,5 метра. Она аккуратно стояла на поддонах, окружённая пустыми бочками из-под сырья.
Что делать дальше? Будем проводить работу по нахождению могилы супругов (Д.С.Г.Р.). А потом решать, что делать с могильной плитой.
Участник Ярцевского общества краеведов Ю.Бухалов    

bering

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 4283
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #1 : 14 Февраля 2016, 10:24:48 »
Незря видимо  могильные плиты и памятники до сих пор  из камня делают.  Лучше материала  для увековечивания  и не найти.  Остальное все  сп...т

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6952
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #2 : 16 Февраля 2016, 01:41:16 »
ГТ - это почти всё не то. Наш герой с 4-х составной фамилией Друцкой-Соколинский-Гурко-Ромейко. Вы же приводите Ромейко-Гурко или даже просто Гурко. Их можно миллион набрать. Вы забъёте всю тему. Мне что надо. Могилу человека найти в Ярцевском районе. Вопрос простой - где та деревня Горки и где та церковь?

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6952
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #3 : 24 Февраля 2016, 05:50:50 »
Такого экономического подъёма Ярцевский район не знал потом до самого Хлудова.  ;D
Имею ввиду местное население поживившееся брошенным обозом. Спасибо большое за материал!

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #4 : 06 Октября 2016, 21:35:25 »
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ДУХОВЩИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Лирические песни являются одним из доминирующих жанров в песенной традиции Духовщинского района. Большая их часть принадлежит к раннему историко-стилевому пласту.

В поэтических текстах песен раскрываются эмоциональные состояния и душевные переживания человека. Среди сюжетов есть и балладные. В напевах лирических песен сочетаются возгласно-кличевые и повествовательные интонации, важную роль играют выразительные распевы. Песни имеют традиционную приуроченность к календарным периодам (летние, зимние) и отдельным праздникам (Масленице, Духову дню, престольным праздникам), осенне-зимним посиделкам, проводам в армию.

Записи песен в исполнении замечательных певиц и слаженных ансамблей из Духовщинского района демонстрируют особенности местной исполнительской традиции: характерный тембр и особые исполнительские приёмы.

Лирические песни, зафиксированные повсеместно на территории Духовщинского района, являются одним из доминирующих жанров местной песенной традиции.

Наиболее обширной и показательной для традиции является группа песен, определяемых исполнителями как летние или сенокосные («Сею-вею своё горе», «Нам пора, братцы, домой идить», «Соловей мой, соловей» и другие). Звучание летних песен народные певцы описывают как мощное, громкое, с ним связана характеристика «кричать на всю голову», т.е. петь громко, в высоком (головном) регистре. Как правило, песни пели женщины, большой группой, во время движения – по дороге в поле на сенокос или жатву, и особенно – вечером по пути с поля домой, тогда песня становилась ещё и своеобразным сигналом об окончании работы. Наряду с коллективной традиционной была и индивидуальная форма исполнения: пели в поле «для себя», высказывая личные переживания, нередко чередуя пение с причитаниями.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #5 : 06 Октября 2016, 21:37:27 »
В некоторых случаях лирические песни были приурочены к определённым календарным праздникам: Масленице («На проходе все весёлые наши деньки»), Духову дню.

В зимний период звучали зимние, филипповские (исполнявшиеся во время Филипповского поста), беседные, застольные песни. Они исполнялись в престольные праздники, когда в гости приезжали родственники из разных деревень, за столом пели и мужчины, и женщины. В Духовщинском районе такое застолье называлось беседой. Часто песням соответствуют народные термины, в которых используется название того или иного праздника, к которому была приурочена песня – например, покровская «Ходили девки по зелёным лугам». Зимние, филипповские песни (например, «Ты зима моя») звучали также на осенне-зимних посиделках, когда девушки собирались прясть.

Проводы в армию традиционно сопровождались исполнением песен с соответствующим содержанием («Как у лесе-лесе дорожка лежала», «Зеленися, зелёный дубочек»).

Лирическая песня могла звучать и во время укачивания ребёнка («Три сестрички пошли в бруснички»).

Для поэтических текстов доминирующей оказывается тематика, направленная на раскрытие эмоциональных состояний горя, тоски, печали. Центральными становятся мотивы несчастливой доли, слёз, что отражается в традиционной лексике («горе-печаль», «скука», «зазнобушка»). Как правило, в текстах описаны житейские ситуации, явившиеся причиной личных переживаний: горькая доля в замужестве, потеря «воли», жизнь в чужой «несогласной» семье, неверность мужа или его пьянство; женитьба «не по нраву»; смерть родных. Широко представлены сюжеты лирических песен, в которых находят воплощение любовные переживания молодца/девицы, связанные с разлукой или изменой. Значительная часть текстов имеет балладные сюжеты, среди которых широко известные: «дочь-пташка» («Стороною дождь идет, а низом туман»), «братья-разбойники убивают неузнанных зятя и племянника» («Жила-была в Москве вдова»), «жена мужа зарезала» («Ты зима моя»); а также более редкие, но в то же время характерные для местной традиции: «молодец отправляется за венком и тонет» («Ходили девки по зелёным лугам»), «братья хотят жениться на неузнанных матери и сестре» («Ой, ты вдовка-удова, победная голова»).

Основной корпус напевов лирических песен Духовщинского района относится к раннему историко-стилевому пласту. В песнях, приуроченных к летнему периоду, проявляется кличевая природа интонирования. Для песен зимнего периода более характерен повествовательный тип интонирования. Важная роль принадлежит и выразительному распеву. В напевах прослеживаются общие закономерности мелодического развития, проявляющиеся в сходстве попевок, выполняющих одинаковые функции в напеве (начальные, серединные, кадансовые попевки). Некоторые напевы могут исполняться с разными текстами.

По отношению к летним песням, звучавшим на открытом пространстве, употребляется народный термин голоснáя песня. Исполнение лирических песен характеризуется мощной подачей звука, что находит отражение в народной терминологии: яркий голос. Тембр связан с особой позиционной окраской  (гласные «о» и «а» звучат в позиции «э»). В конце строфы, на последнем протяжённом тоне часто происходит замена гласной на «э» (наиболее распространён дифтонг «а-э»).

При пении лирических песен используется приём акцентирования отдельных звуков напева (marcato), в народной традиции определяемый термином гéйканье. Чаще всего этот приём используется в зоне распева, в некоторых случаях сопровождается йотированием основной гласной. В окончаниях строф может использоваться общераспространённый в западнорусских традициях приём гукáния (переброс звука в высокий регистр). Также пение могло сопровождаться краткими возгласами «Их! Их!» («И! И!») в высоком регистре.
http://www.culture.ru/objects/483/liricheskie-pesni-duhovshchinskogo-rayona-smolenskoy-oblasti

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Духовщинский уезд
« Ответ #6 : 14 Декабря 2016, 21:59:44 »
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16157#page/98/mode/inspect/zoom/8
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16157#page/99/mode/inspect/zoom/8
 Смоленская губерния : ... по сведениям 1859 года. - 1868.