Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П
"По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"
Конституционный Суд признал соответствующими Конституции РФ ряд новых законодательных норм, регулирующих порядок организации и проведения массовых мероприятий
Не противоречащими Конституции РФ признаны положения Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях...", устанавливающие:
запрет быть организатором публичного мероприятия лицу, два и более раза привлекавшемуся к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, мелкое хулиганство, сопротивление сотруднику полиции (предполагается, что повторное привлечение состоялось в пределах срока административной наказанности за ранее совершенное административное правонарушение, и кроме того, в частности, это лицо не лишено возможности принимать участие в публичном мероприятии, в т.ч. по поручению организатора мероприятия выполнять распорядительные функции);
возможность проведения предварительной агитации о публичном мероприятии только с момента согласования с органом власти места и времени его проведения (по мнению Конституционного Суда РФ, это не означает введение разрешительного порядка организации публичных мероприятий и не препятствует оповещению возможных участников публичного мероприятия о его предполагаемых целях, форме, месте, времени и иных условиях проведения);
обязанность организатора публичного мероприятия принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении количества участников (предполагается, что организатор обязан принять доступные ему меры и что превышение количества участников и создание тем самым угрозы общественной безопасности и правопорядку обусловлены непосредственно действиями или бездействием организатора. Аналогичным образом, т.е. при наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями или бездействием организатора и нарушением участниками публичного мероприятия общественного порядка, должен решаться вопрос об административной ответственности за эти нарушения именно организатора);
требование о соблюдении лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, минимального допустимого расстояния между ними и возможность признания решением суда совокупности актов пикетирования одним публичным мероприятием (воспрепятствуют злоупотреблению правом не уведомлять органы власти о проведении одиночного пикетирования);
размеры административных штрафов за нарушение порядка проведения публичных мероприятий для граждан в размере до трехсот тысяч рублей и для должностных лиц - до шестисот тысяч рублей;
обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с проведением массовых мероприятий (в т.ч. с "организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка"), в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишения правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду;
увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании до одного года.
Не соответствующими Конституции РФ признаны положения упомянутого Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ, устанавливающие:
наступление гражданско-правовой ответственности организатора публичного мероприятия за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, вне зависимости от проявленной им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины в причинении такого вреда;
полномочие органов исполнительной власти субъектов РФ определять единые специально отведенные или приспособленные для проведения публичных мероприятий места, без определения при этом критериев, обеспечивающих соблюдение равенства юридических условий реализации гражданами права на свободу мирных собраний;
минимальные размеры штрафов за административные правонарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий, не позволяющие в системе действующего правового регулирования назначить административное наказание ниже низшего предела, в т.ч. с учетом характера совершенного правонарушения;
обязательные работы в качестве вида административного наказания, в той мере, в какой назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий.