Осенины - встреча осени на Руси. Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
Осенины - это
древний праздник прощания с летом и
встречи осени.на Руси.
Её
праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14
сентября - день Семена-летопроводца. С
Семена начинались засидки, т.е. работа
в избах при огне.
21
сентября - праздновали Оспожинки -
праздник урожая. Считалось, что с этого
дня лето закончилось и осень вступает
в свои права.
27
сентября - Воздвиженье. Все приметы,
характеристики и рекомендации этого
дня так или иначе были связаны у крестьян
со словом "двигаться". Воздвиженье
осень зиме навстречу двигает, "хлеб
с поля на гумно движется", "птица
в отлет двинулась", и даже "кафтан
с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
В
старину на Руси наши предки справляли
Осенины 21 сентября, в день осеннего
равноденствия, когда день равен ночи.
К этому времени весь урожай бывал уже
убран. Праздник отмечают хождением в
гости, широким хлебосольством. Непременно
навещают родителей и поминают предков.
8/21 сентября — Рождество
Богородицы. В народе — Малая
Пречистая (Большая Пречистая — Успение,
15/28 августа).
Осенины
— вторая встреча осени. Пасекин день.
Убирают пчёл, собирают лук. День луковой
слезинки. Земля стремится к белым
утренникам. «Всякому лету аминь (конец)».
«Если погода хорошая — осень будет
хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
Осенины
встречают у воды. В этот день рано утром
женщины выходят к берегам рек, озёр и
прудов встречать матушку Осенину с
овсяным хлебом. Старшая женщина стоит
с хлебом, а молодые вокруг неё поют
песни. После чего разламывают хлеб на
куски по числу народа и кормят им
домашний скот.
У
ацтеков в этот день отмечался день
мужского плодородия т.е. праздник
эрекции. 21/09 принято было считать
благоприятным днём для зачатия сильных
и здоровых мальчиков. Интересно заметить,
что день богини-матери у ацтеков,
Атлатонин, был совсем не этот день, а
18/06, что примерно через 9 месяцев после
этого праздника.
В
старые годы существовал обычай угощения
новобрачными своей родни, почему 8
сентября называлось ещё «Поднесеньев
день». К новобрачным сходились все
родные и знакомые. Таких гостей позыватый
приглашал: «Навестить молодых, посмотреть
на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму».
После сытного обеда молодая хозяйка
показывала в доме все своё хозяйство.
Гости, по обыкновению, должны были
хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил
гостей на двор, показывал им в амбарах
жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь,
а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный
праздник»По
народному поверью в этот день змеи и
прочие гады вместе с птицами переселялись
в неведомую блаженную страну, называемую
ирием (христианское слово это приняло
звучание «рая»). Посему устраивались
проводы их с просьбами передать послания
ушедшим в мир иной.
«Воздвиженье
– праздник змей. Сдвигаются в одно место
змеи. Они уходят в землю, сдвигаются
туда». 27 сентября стараются не ходить
в лес, полностью предоставляемый в
распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес
змеи могут затащить под землю. Спасаясь
от змей, можно прочитать стишок. Правой
ногой шагни и остановись, когда в лес
идешь. Сделай три земных поклона и скажи:
«Спаси меня, Господи, от зверя бегущего,
от гада ползущего». И плюнуть три раза
через левое плечо.
В Пермской губернии
считали, что от змеи предохраняет ношение
растения Марьин корень на нательном
кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее
встряхнуть, тогда не укусит и не уползет
никуда.» (Власова М. Русские суеверия.
Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. -
С. 202.)Змея
изображена на медицинских эмблемах:
над чашей, посох бога врачевания Асклепия
(у римлян – Эскулапа), обвитый змеями.
Змея в руках волшебницы Медеи, которая
могла возвращать молодость.
Ежегодно
из природы изымают тысячи змей для
получения яда. Редкими стали гюрза и
кобра.