Автор Тема: Старинные обряды на РУСИ  (Прочитано 13321 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #45 : 10 Марта 2016, 10:42:46 »

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю
            народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в
            гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что
            в переводе с итальянского "карнавал" означает "говядина,
            прощай!". А масленица, предшествующая Великому посту, издавна
            называлась "Мясопустом", поскольку в эту неделю запрещалось
            есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была
            связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства
            она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

           

            Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое
            время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался
            с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное
            значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца,
            которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось:
            как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились
            наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное
            веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой",
            "обжорной", а то и "разорительницей".

           

            Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы
            - символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое
            сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением
            горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками.
            В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную
            и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы
            из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду,
            как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело
            через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или
            же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по
            полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу".
            Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик.
            Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия
              и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а
              также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В
              этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который
              заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть
              и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить
              этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам
              и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
            Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках
              вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно
              наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают
              в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками,
              песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно
              благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда
              кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через
              костер.
            Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий
              смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной
              в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись
              воскресшими покойниками.
            В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы
              состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом
              или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье.
              Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца
              и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па
              жердь и устанавливали ее посреди костра.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #46 : 10 Марта 2016, 10:48:32 »

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #47 : 10 Марта 2016, 10:51:20 »

Денисенко Ольга Анатольевна "Вербное воскресенье"
Уж верба вся пушистаяРаскинулась кругом;Опять весна душистаяПовеяла крылом.
Станицей тучки носятся,Тепло озарены,И в душу снова просятсяПленительные сны.
Везде разнообразноюКартиной занят взгляд,Шумит толпою праздноюНарод, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждоюМечта распалена –И над душою каждоюПроносится весна.
Афанасий Фет

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #48 : 11 Марта 2016, 01:42:43 »

В России существует много интересных праздников, есть и такой – День рождения русской тельняшки, который отмечается 19 августа..

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #49 : 12 Марта 2016, 09:50:15 »

Перевоз приданого невесты в дом жениха. Владимирская губ. 1914 г.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #50 : 12 Марта 2016, 15:00:08 »

До революции главным событием Вербного воскресенья были "Вербные торги"
Вербный торг «Верба»весенний базар на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали ветвями вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, живыми и бумажными цветами, сладостями, книгами. Составной частью Вербного торга были «вербные катания» на лошадях, народные гулянья. В допетровскую эпоху в Вербное воскресенье совершался торжественный выезд патриарха «на осляти» (белом коне, снаряжённом наподобие осла; символ въезда Иисуса Христа в Иерусалим), раздававшего с Лобного места вербы и вайи (листья папоротника) царю, архиереям, боярам, окольничим и думским дьякам. В 1870-х гг. с началом строительства здания Исторического музея Вербный торг был перенесён на Смоленский рынок. После 1917 прекратил существование.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #51 : 21 Марта 2016, 03:08:23 »
Свадьба в Тульской губернии.
1Смотрины невестОсобенное внимание на Светлой неделе уделялось обрядам, связанным с заключением браков. Так, например, в Рязанской губернии девушки на выданье собирались на главной площади перед церковью. Участницы «кастинга» некоторое время красовались у всех на виду, а потом отправлялись кататься по селу на лошадях. При этом каждому встречному мужчине их «предлагали» в невесты. В Печорском уезде Архангельской области девушки в своих самых красивых нарядах играли в бачу. Бача – длинная расписанная палка, которой надо было сбивать установленные на земле фигурки. Игра собирала огромное количество зрителей, которые оценивали ловких и проворных девушек.
2)Окликанье молодыхОблачившись в самые лучшие свои наряды парни участвовали в обряде окликанья молодых, поженившихся после прошлой Пасхи. Другое название обряда – вьюнишник. Начинали действие, обходя дворы в своем селе, затем перемещались в близлежащие деревни. В песни включалось чествование молодоженов, а также советы для молодой супруги, которые помогут ей лучше приспособиться в новой семье. Нередко в песнях присутствовал подробный перечень тех действий, которые молодая женщина должна совершить, чтобы угодить мужу, свекрови и свекру, деверям и золовкам. Обычно после окликанья, в котором сообщилось о приезде многочисленных родственников, начинались взаимные посещения породнившихся семейств.
3)Переход в новый статусНа Пасхальной неделе во многих областях молодожены участвовали в обрядах, которые закрепляли их новый социальный статус. Во Владимирской губернии молодожены посещали дома замужних женщин и одаривали хозяйку «вступительным» пирогом и яйцами – нечто вроде вступительного взноса в общество семейных. В Костромской губернии, напротив, замужние женщины собирались у дома новобрачной с требованиями, чтобы та их впустила. Двери отворялись со словами: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки», после чего все садились за праздничный стол. Вообще, всю Светлую неделю люди ездили друг к другу в гости, христосовались, угощали и угощались. Однако все празднования проходили чинно и достойно, без великого разгула. На деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, пели песни, затевали игры, становились в хороводы. Кто выходил себя показать, кто — нарядом похвалиться, а кто – детишками.
4)Вождение кобылыЯркий и веселый обряд «вождения лошади» затевали в южно-русских и поволжских областях. К палке (или вилам) привязывали голову (иногда настоящий череп лошади) и хвост и накрывали дерюгой. Парни наряжались цыганами и «водили кобылу» по улицам. Если «кобыла» падала, цыган «грыз» ей ухо, тем самым «оживляя». Иногда сами парни облачались в «лошадь», которую водил по улицам «дед». «Лошадь» приплясывала, брыкалась, лягала публику (преимущественно женского пола), ходила по дворам, собирая себе «на прокорм». Заканчивался обряд «смертью лошади». Если «лошадь» изображали люди, то она заваливалась на бок на краю села, и ее «одеяние» раскидывалось по оврагам. Если же в роли лошади выступало чучело, то его обычно топили в реке.
5)Волочебные песниПервоначально этот обряд совершали калики перехожие — мужчины, которые ходили от двора ко двору и пели волочебные песни (от глагола «волочиться»  — идти, брести). Позже в роли волочебников стали выступать преимущественно молодые парни. Иногда волочебники посещали дом в строго определенное традицией время: дети – ранним утром, в полдень – подростки, после обеда – женщины, а ближе к вечеру — мужчины. Возглавлял «коллектив» «починальник» или «запевала», который руководил товарищами, определял репертуар и принимал дары от хозяев. Приход волочебников был желанным и ожидаемым, от прихода благословенных гостей зависело благополучие дома на целый год. Репертуар волочебников был различным: от пожеланий богатого урожая до «куралесов» для заневестившихся молодух.
6)«Выйду на улицу, гляну на село»С пасхальной недели начинались молодежные гулянья, так называемые «улицы» — вечеринки open air. Место для гуляний было строго определено – это могла быть центральная площадь или зеленый луг рядом с речкой. Главным на «улице» был гармонист. Молодежь затевала хороводы, совершались обряды кумления или посестринства. Обязательным атрибутом «улицы» становились качели, движение на которых по поверьям далеких предков ускоряло рост посевов и благотворно отражалось на всем урожае.
7)Поминание усопшихНесмотря на то, что церковь ревностно следила за тем, чтобы на Пасху не совершалось языческих обрядов и игрищ, тем не менее, число явно языческих пасхальных обрядов велико. Так, несмотря на запреты священнослужителей, многие отправлялись после литургии на кладбище — проведать усопших, поделиться с ними своей радостью и самую толику погоревать о житье-бытье. Люди верили, что в эти праздничные дни души умерших родственников находятся рядом, возвращаясь на время в родной дом. На окна вывешивали полотенца, чтобы душа покойного могла легче отыскать свой дом.
« Последнее редактирование: 29 Марта 2016, 23:23:55 от GT »

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #52 : 21 Марта 2016, 15:23:26 »
Розовый для мальчиков, голубой для девочек
В Европейской традиции младенцев женского пола было принято одевать в одежды синего цвета, поскольку в канонах христианства голубой и синий – цвета Девы Марии. Почему и откуда появился обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек в розовое, рассказывает

Эту фотографию Франклина Делано Рузвельта, сделанную в 1884 году, когда будущему президенту США было два с половиной годика, я заметила краем глаза в сообществе феминисток. Пост был о том, что раньше маленьких мальчиков, как и девочек, одевали в рубашки и платьица, и мораль там была выведена такая: гендер подвижен, текуч и меняется со временем (спасибо, Кэп!).

Основная теория, объясняющая юнисекс-одежду винтажных младенцев, очень проста: памперсов не было. И стиральных машин тоже. И трикотажа. Ребенка в рубашке проще мыть и переодевать, а сами вещи должны быть белыми, чтобы их можно было отбеливать. Ну то есть как "должны" — не должны, но так лучше, удобнее. К тому же "бесполую" одежду младшие всегда могут доносить за старшими, что важно: люди были бедны, вещи дороги, а семьи многодетны.

Только вот не была эта одежда совсем уж бесполой. Все-таки она явно девочковая. Посмотрите еще раз на фото: туфельки с бантиками, кружевная оборка на воротнике, шляпка с пером. Выдающийся историк детства Филипп Арьес тоже считает эти костюмы образами девочек и предлагает объяснение: "Чтобы отделить мальчика от мужчин, его делают похожим на девочку, не отличающуюся по манере одеваться от взрослых женщин".

Как бы то ни было, голубые и розовые детские вещи встречались и в середине XIX века, но не слишком часто, а цвета не были жестко закреплены соответственно за мальчиками и девочками.

В гардеробе маленького Бэби Бобби, бумажной куклы (1920), мы видим отделанное кружевом ярко-розовое платьице с нижними панталончиками.
А бумажный мальчик Перси (1910), будучи явно постарше, в основном уже носит штанишки, хотя и короткие, и лишь один костюм с юбкой. Пальто — по-прежнему девичье и розовое.
В 1918 году Ladies’ HomeJournal наставлял читательниц: "Общепринятое правило — розовый для мальчиков и голубой для девочек. Причина в том, что розовый, как более сильный и решительный цвет, больше подходит мальчикам, а нежный и утонченный голубой симпатичнее смотрится на девочках". Но другие источники предлагали другие "общепринятые правила": голубой для деток-блондинов, розовый для брюнетов или же голубой для синеглазых, розовый для кареглазых.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #53 : 22 Марта 2016, 01:19:47 »
Как известно, Великий пост – это главный Пост в православии. На Руси этот Пост всегда соблюдался строго, причем держали его все – и церковные служители, и миряне от мала до велика, и крестьяне, и представители царской семьи. Правда, в те времена постное меню несколько отличалось от современного, ведь в привычном рационе наших предков присутствовали иные продукты. Чем же питались жители Руси в дни Великого поста? Обратимся к доступным историческим фактам.
Крестьянская еда в дни Поста

Начнем с низов общества – бедных крестьян. Одно из самых известных описаний Поста в крестьянском обществе встречается у Владимира Даля, в котором к крестьянскому постному рациону он причисляет овощи (пареную репу, свеклу, морковь, картофель), солености (соленые огурцы, грибы, квашенную капусту), выпечку (пироги с капустой и грибами, репник, морковник, грибной с крупой), ягоды (клюкву с медом и мерзлую бруснику), а также орехи, изюм и пряники. Также согласно другим историческим фактам, к традиционной крестьянской пище в Великий пост можно отнести гречишные вареники, блины на воде из гречневой и пшеничной муки, кисели и квасы.

Самыми популярными постными первыми блюдами на Руси были щи, рассольники и уха. К щам обычно подавалась закуска – пироги с начинкой из каши в обычный день и с начинкой из каши вперемежку с рыбой – в постный рыбный день. Естественно, каши были также популярны и как основное блюдо. В большинстве своем популярностью пользовались гречневая и овсяная каши, а вот пшенная каша, к примеру, была в те времена редкостью. Подавали наши предки кашу с постным маслом. Также большой популярностью пользовались блюда из гороха – горох битый, тертый и цеженый, гороховый сыр (мятый горох с маслом), лапша из гороховой муки и т. д.
Пища знати во время Поста

Как уже было сказано выше, на Руси Пост держали не только бедняки, но и богачи: сам царь подавал пример своим подданным, усердно воздерживаясь от излишеств вместе со своим народом. Так, к примеру, в первые два дня первой недели Великого поста ни патриарх, ни царь вообще не ели, и лишь на третий день, в среду, они вкушали какое-либо легкое кушанье. И, конечно же, одним отказом от пищи дело не ограничивалось: все дни Поста царь усердно молился, посещал церковные службы и совершал благие дела.

Конечно, каждый из русских государей относился к Посту несколько по-своему, кто-то усерднее, кто-то спокойнее. Чтобы получить представление о царском меню в Великий пост, можно ознакомиться с описанием стола царя Алексея Михайловича. По данным историков, этот русский государь в Пост обычно вкушал соленые и тушеные рыжики, грузди и огурцы, сырую и тушеную капусту, ягодные яства и ржаной хлеб. Такого же скромного распорядка придерживалась и вся царская семья за исключением малолетних детей, которым церковь разрешает не соблюдать Пост по согласованию с духовником, ведь умышленный вред здоровью из-за отказа от пищи – это тяжкий грех.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #54 : 29 Марта 2016, 23:29:53 »
Cпасовки - так в народе назывались церковные праздники трех Спасов: Спас на воде (14 августа) - Медовый, Спас на горе (19 августа) - Яблочный и Спас на полотне (29 августа)-Ореховый.
Едва медовый справлен Спас, светает — Спас Преображенский. Спас третий — с вечера Успенский. Иванов день —  всему свой час.
Обычно первыми большими осенними русскими праздниками являлись Спасы (или Спасовки). «Спас любит нас» — говорили в народе.Спасы — три августовских праздника, которые были посвящены «Всемилостивому Спасу». Здесь стоит сделать небольшое уточнение.«Спас» — усеченная форма от «Спаситель».
 Спасителем в христианской культуре традиционно называют Иисуса Христа.
То есть, Спасы — это праздники, посвященные Иисусу Христу.14 августа. Первый Спас — «Спас на воде», или медовый Спас.19 августа. Второй Спас — «Спас на горе», или яблочный Спас.29 августа Третий Спас — «Спас на полотне», или ореховый Спас. При этом Второй Спас совпадает с великим церковным праздником — Преображение Господне,а Третий Спас предваряется великим христианским праздником — Успение Богородицы.Первый — Спас ( Cпасовка – лакомка).
Первый Спас имеет множество живописных названий: Медовый Спас, Спас на
воде, Мокрый Спас, Спасовка, Спасовка-лакомка, Лакомка, Маковей
(Маккавей), Медовый праздник, Пчелиный праздник.По современному календарю отмечается
первый Спас 14 августа. По старорусскому же календарю праздник
приходился на первое августа и знаменовал собой начало проводов лета. С
этим днем связано немало примет, обычаев, ритуалов и поверий.В память о крещении Руси — в этот
 день прихожане совершают к водоемам крестные ходы, а священники
освящают в воду. Все делается в память о крещении Руси князем
Владимиром, ведь по историческому описанию, окрещена Русь была именно в
этот день.
После освящения водоемов люди
обязательно купались в них, веруя, что это надежно предохранит от недуга
 и порчи, а также поможет избавиться от грехов: «На Спаса в Иордани
купаться — незамоленные грехи простятся».Купали в освященной воде и домашний
скот, чтоб мор не случился. После мокрого Спаса скот вообще больше не
купали, народное слово гласило, что в противном случае скотина не
переживет зимних морозов, так как у нее «застынет кровь».У хорошего пчеловода нет плохого года.
Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым
ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. В день
медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая, и после него
есть мед разрешается.Россияне издревле уважали мед, ведь он
один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток
излечил от паралича самого Илью Муромца.По народной примете, в день медового
Спаса пчелы прекращают носить взяток с цветов: ульи уже и так наполнены
до отказа. А значит, пасечник обязательно в этот день должен взять из
ульев первый мед (это действие называется — «заламывать соты»), иначе
соседские пчелы, перестав носить взяток, начнут таскать мед из того
улья, где «пчельник coma не заломает».«Заламывание» первых сот на пасеке в
день медового Спаса представляло собой целый ритуал. Пчеловод одевался в
 чистую одежду и, перекрестившись, выбирал самый богатый медом улей,
после чего подрезывал соты: «На Первый Спас макай в мед ножи». После
чего перекладывал мед в новую деревянную посуду и относил в церковь,
освятить.
Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Но прежде пасечник обязан был поделиться своим сбором:часть меда обязательно оставлялась в церкви, это «попова доля», ее дьяк собирал в заранее приготовленные деревянные емкости;часть шла на угощение нищим («на Первый Спас и нищий медку попробует!»), а также разносилась по домам бедных соседей;и, конечно же, как лакомство, отдавалась детям, которые в благодарность хозяину пели добрую песню-заклинание :«Дай, Господи, хозяину многие лета, многие лета — долгие годы!А и долго ему жить — Спаса не гневить, Спаса не гневить — божьих пчел водить, Божьих пчел водить — ярый воск топить:Богу на свечку, хозяину на прибыль, дому на приращение, малым детушкам на утешение!»Возвратившись из церкви, пчеловоды
разговлялись свежим медом, медовыми пирогами с пшенной кашей, медовыми
наливками и медовым («медяным») квасом.С древних времен сохранился обычай из
первой ржаной муки и освященного меда выпекать в этот день большой
медовый пряник. Этими медовыми яствами разговлялись хозяева, ими же
угощались и те, кто заглядывал к ним в гости.Медовую выпечку этого дня обычно щедро
приправляли маком. Ведь не только мед, но и мак собирали и освящали в
этот день. Дело в том, что в день 14 августа почитается память семи
библейских мучеников Маккавеев, созвучие имен и определило бытовую
направленность дня: «Маккавей — мак вей».
« Последнее редактирование: 29 Марта 2016, 23:32:33 от GT »

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #55 : 29 Марта 2016, 23:37:54 »
Осенины -  встреча осени на Руси. Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
Осенины - это
древний праздник прощания с летом и
встречи осени.на Руси.
Её
праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14
сентября - день Семена-летопроводца. С
Семена начинались засидки, т.е. работа
в избах при огне.
21
сентября - праздновали Оспожинки -
праздник урожая. Считалось, что с этого
дня лето закончилось и осень вступает
в свои права.
27
сентября - Воздвиженье. Все приметы,
характеристики и рекомендации этого
дня так или иначе были связаны у крестьян
со словом "двигаться". Воздвиженье
осень зиме навстречу двигает, "хлеб
с поля на гумно движется", "птица
в отлет двинулась", и даже "кафтан
с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
В
старину на Руси наши предки справляли
Осенины 21 сентября, в день осеннего
равноденствия, когда день равен ночи.
К этому времени весь урожай бывал уже
убран. Праздник отмечают хождением в
гости, широким хлебосольством. Непременно
навещают родителей и поминают предков.
8/21 сентября — Рождество
   Богородицы. В народе — Малая
   Пречистая (Большая Пречистая — Успение,
   15/28 августа).
Осенины
   — вторая встреча осени. Пасекин день.
   Убирают пчёл, собирают лук. День луковой
   слезинки. Земля стремится к белым
   утренникам. «Всякому лету аминь (конец)».
   «Если погода хорошая — осень будет
   хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
Осенины
   встречают у воды. В этот день рано утром
   женщины выходят к берегам рек, озёр и
   прудов встречать матушку Осенину с
   овсяным хлебом. Старшая женщина стоит
   с хлебом, а молодые вокруг неё поют
   песни. После чего разламывают хлеб на
   куски по числу народа и кормят им
   домашний скот.
У
   ацтеков в этот день отмечался день
   мужского плодородия т.е. праздник
   эрекции. 21/09 принято было считать
   благоприятным днём для зачатия сильных
   и здоровых мальчиков. Интересно заметить,
   что день богини-матери у ацтеков,
   Атлатонин, был совсем не этот день, а
   18/06, что примерно через 9 месяцев после
   этого праздника.
В
   старые годы существовал обычай угощения
   новобрачными своей родни, почему 8
   сентября называлось ещё «Поднесеньев
   день». К новобрачным сходились все
   родные и знакомые. Таких гостей позыватый
   приглашал: «Навестить молодых, посмотреть
   на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму».
   После сытного обеда молодая хозяйка
   показывала в доме все своё хозяйство.
   Гости, по обыкновению, должны были
   хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил
   гостей на двор, показывал им в амбарах
   жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь,
   а в саду угощал пивом из бочонка.
27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный
праздник»По
народному поверью в этот день змеи и
прочие гады вместе с птицами переселялись
в неведомую блаженную страну, называемую
ирием (христианское слово это приняло
звучание «рая»). Посему устраивались
проводы их с просьбами передать послания
ушедшим в мир иной.
«Воздвиженье
– праздник змей. Сдвигаются в одно место
змеи. Они уходят в землю, сдвигаются
туда». 27 сентября стараются не ходить
в лес, полностью предоставляемый в
распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес
змеи могут затащить под землю. Спасаясь
от змей, можно прочитать стишок. Правой
ногой шагни и остановись, когда в лес
идешь. Сделай три земных поклона и скажи:
«Спаси меня, Господи, от зверя бегущего,
от гада ползущего». И плюнуть три раза
через левое плечо.
В Пермской губернии
считали, что от змеи предохраняет ношение
растения Марьин корень на нательном
кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее
встряхнуть, тогда не укусит и не уползет
никуда.» (Власова М. Русские суеверия.
Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. -
С. 202.)Змея
изображена на медицинских эмблемах:
над чашей, посох бога врачевания Асклепия
(у римлян – Эскулапа), обвитый змеями.
Змея в руках волшебницы Медеи, которая
могла возвращать молодость.
Ежегодно
из природы изымают тысячи змей для
получения яда. Редкими стали гюрза и
кобра.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #56 : 29 Марта 2016, 23:45:32 »
4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы.
В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря, связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом дне говорили: «Введение пришло - зиму привело».
4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

 В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря,
связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом
дне говорили: «Введение пришло - зиму привело».

Но ни осенние заморозки, ни первые крепкие декабрьские морозцы не могли
еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому погода на
 Введение, как говорится, «гуляла», год на год не приходясь. Бывало,
например, что «Введенские морозы рукавицы на руки мужику надевали, стужу
 ворожили, зиму-матушку на ум наставляли».

В этом случае говорили; «Пришло Введенье - большое леденье». Но если к
празднику не покидала еще землю оттепель, замечали: «Введенье ломает
леденье, а введенские морозы зимы не ставят», При этом все, как один,
считали: «Если снег до Введенья выпадет - непременно растает, а если
после - лежать ему сугробами до конца зимы».

Впрочем, какой бы ни случилась погода в этот день, по всей Руси, в
городах больших и малых, открывались шумные и веселые введенские
ярмарки. А самой известной среди них слыла ярмарка Московская, главным
товаром которой были чудо-сани.   

" Зимняя ярмарка" Б.М.Кустодиев

Зазывая покупателей подивиться на свой замечательный товар,
продавцы-саночники балагурили: «Вот сани-самокаты, разукрашены богато,
разукрашены-раззолочены, сафьяном оторочены!»

А в Никольских рядах шла бойкая торговля разноцветными тканями, коробами
 да корзинами, яркими платками, расшитыми душегрейками, теплыми шапками,
 шалями, шубами и, конечно, валенками, что «легки, мягки, красивы,
разукрашены на диво».

Все торговые ряды Московской ярмарки были завалены самыми
разнообразными, порой диковинными вещами, а Охотный ряд еще и ароматами
снеди вареной, печеной, копченой и жареной дразнил.

Здесь проходили рыбные торги, а веселые коробейники предлагали
покупателям отведать прямо «с колес» горячих булочек, крендельков,
пряничков, блинчиков, пирожков. А горло промочить, душу отогреть и
«сердцу легкости придать» помогал душистый, горячий сбитень.
Зима, декабрь, четвёртое число
 И праздник на земле духовный.
 Введение Богородицы во храм,
 О чём же говорит он нам сегодня?
Введение Богородицы во храм
 Вещает о величье человека.
 И этим Бог указывает нам,
 Что Бог есть в каждом...человек есть храм.
И есть единственная у людей задача,
 Войти в тот храм и насладиться им.
 Понять законы Мирозданья,
 Понять, что Бог один, и мы едины с ним.
От каждого из нас зависит,
 Сумеет ли войти он в храм.
 А каждый, кто вошел в тот храм,
 Дар Бога открывает там.
Великое всегда всё просто,
 И ждёт, когда проснёмся мы.
 Глаза любви, когда откроем,
 Простим плохое и оставим позади.
И это может сделать каждый,
 Задумаясь, как я живу.
 Своё, быть может, эго ублажаю
 И наслаждаю я своё хочу.
Понять должны мы: многомерен мир,
 И жизнь свою, земную проживая,
 Подумать только, на Земле живу,
 А Землю я собою украшаю?
Н. Невская

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #57 : 30 Марта 2016, 00:07:22 »
7 дел, которые нужно сделать на масленицу Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.
Встретить масленицу
Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.

Скатиться с горки на санях
Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.
Покачаться на качелях
Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.

Сходить к теще на блины
В среду отправляемся к теще на блины. Доподлинно не известно, с чем связана эта традиция. Есть версия, что теща – это персонализированная зима, которую нужно задобрить. Уважаемые зятья! Главное -  помните, что необходимо, согласно традиции, съесть все блины: в противном случае с окончанием зимы могут возникнуть проблемы.

Подобрать костюм
В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько "образов" ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю: Предки — "старцы", "покойник", "высокие старухи". Чужаки - "нищие", "охотник", "черт" (весь черный с рогами). Молодые - "жених с невестой", "беременная баба". Животные - "Бык", "Корова", "Конь", "Козел", "Лось", "Медведь", "Собаки", "Волки". Птицы - "Гусь", "Гусак", "Журавль", "Утка", "Курица".

Взять «снежную крепость»
Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны "пешие", а атаковать "конные". Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция "мыть" победителя в снегу.

Сжечь чучело Масленицы
В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.


Источник: 7 дел, которые нужно сделать на масленицу
© Русская Семерка russian7.ru

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #58 : 02 Апреля 2016, 05:41:34 »
Петр Первый – самый первый.
Российский император был отнюдь не дураком, поэтому старался привнести в Россию все самое лучшее, что видел в Европе. В том числе и День Дурака, Смеха или 1 апреля, которое Петр подсмотрел в Европе.
Правда, Петр Первый, как всегда все делал гипертрофированно и с, ну очень большим размахом. Так, в один из дней жители Санкт-Петербурга услышали пожарную тревогу, но как выяснилось впоследствии – это была всего лишь милая шутка от царя. В истории сохранилось еще одно упоминание о забавном розыгрыше, когда группа гастролирующих немецких актеров, вместо спектакля поставила на сцене большой плакат на котором было написано «1 апреля». Кстати, на этом спектакле присутствовал и сам царь Петр Первый, который на невинную шутку от артистов отреагировал с пониманием. Тогда-то он и произнес свою знаменитую фразу: «Вольность комедиантов». Конечно, с артистами ничего не сделали, а лишь с пониманием признали их право шутить, хотя бы один раз в году.
Дурак дурака видит издалека! Традиция первоапрельской шутки родилась вПетербурге почти триста лет назад, но даже в современной культурной столице шутить не разучились.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ШУТКИ

Вместе с картошкой и табаком Петр I привез вРоссию День смеха. Царь любил повеселиться, а особенное удовольствие от веселья он испытывал, разыгрывая других. В Петергофеимператор установил фонтаны-шутихи, которые неожиданно обливали водой нерасторопных фрейлин и вельмож, прогуливающихся по парку. Они буквально падали на землю в тяжелых от воды дорогих нарядах. При этом зрелище Петр не мог удержаться от смеха.

Истории Санкт-Петербурга также известен случай, когда в ночь на 1 апреля 1719 года над садом императорского дворца полыхнуло зарево, напугавшее горожан. Забили колокола, поднялись полки. К покоям царя устремились тысячи сонных жителей. У ворот сада петербуржцев поджидали безмятежные гвардейцы: «Государь велел праздновать День дурака!» Пожарищем оказался банальный фейерверк. Император в это время наблюдал переполох из окон дворца и от души веселился.

КРАЖА МЕДНОГО ВСАДНИКА

Позднее, в XIX веке, Александр I продолжил петровскую традицию первоапрельских розыгрышей: он грозным тоном объявил петербургскому коменданту Башуцкому, что из-за его недосмотра с Сенатской площади пропал Медный всадник. Башуцкий поднял на уши все ведомство, однако розыск показал, что памятник на месте.

Известно, что пострадавший даже пытался устроить императору ответный розыгрыш. Но он, по слухам, оказался глупым и несвоевременным. Разгневанный царь обозвал коменданта дураком и прогнал его вон. Не царское это дело - быть одураченным...
Источник: http://ladyvenus.ru/articles/domashnii-ochag-deti/psikhologiya-otnoshenii/kak-provesti-veselo-1-aprelya-pozdravleniya-za

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #59 : 08 Апреля 2016, 08:20:19 »
Каждый год 7 апреля все верующие с превеликой радостью встречают светлый весенний праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
«Днесь спасения нашего главизна» — сегодня начало нашего спасения. Этот день положил начало великой тайне Божественного воплощения, тайне, которая не может быть объята человеческим умом. В этой тайне так много непонятного для людей, и, в первую очередь, само благовещение, зачатие и непорочное рождение Сына Божиего и Сына Человеческого. Люди пытаются примерить все эти тайны к своему опыту, но ничего не получается, потому что в человеческой жизни нет аналогов воплощения Бога в лице Сына Человеческого. Мы лишь можем благоговеть перед этой тайной и прикасаться к ней — не разумом своим, несущим в себе и грех, и несовершенство нашего мира и нашей собственной личности, — но только чистой верой, и обретать от этого прикосновения великую силу..."
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Издавна на Руси существовала традиция в день Благовещения отпускать на волю птиц. «Родной обычай старины», как писал о нем Александр Пушкин, после революции угас и был возрожден только в 1995 году стараниями православного общества «Радонеж». С тех пор ежегодно 7 апреля после литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх на ступенях собора выпускал из клеток голубей. В дореволюционной России перед Благовещением многие москвичи специально покупали птиц на Охотном ряду. В последние годы, после возрождения обычая, в московское небо взмывают голуби, выращенные Всероссийским обществом голубеводов и Федерацией спортивного голубеводства.
СЛАВА ТЕБЕ, БОЖЕ НАШ, СЛАВА ТЕБЕ!!!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!