Автор Тема: Флотская душа  (Прочитано 16418 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #15 : 26 Апрель 2016, 18:57:22 »
Крейсер "Мурманск".
https://www.youtube.com/watch?v=d65VwqT-rUI
,С этим крейсером проекта 68-бис меня столкнула курсантская практика в 1982 году,летом.Закончив первый курс училища и гордо пришив две «галки» на левый рукав форменой фланельки,нас отправили на Северный флот.Сначала в Лиинахамари в бригаду морской пехоты,затем в Североморск на крейсер «Мурманск» на целый месяц.Набегавшись вдоволь по сопкам с морпехами,нас посадили на БДК и морским путём вокруг Рыбачего нас быстренько пересадили на этот большой крейсер.Для нас это был ну очень большой крейсер : на стволах главного калибра можно было лежать и фотографироваться.
Ну,задача командования было показать курсантам-карасям все прелести корабельной жизни,поэтому нас упрятали в кубрик на самую нижнюю палубу.Кубрик был в носовой части крейсера,где-то в районе носовой башни ГК,но глубоко внизу,как мне тогда казалось.Разместился почти весь наш взвод-класс,а это 30 юнцов,решивших посвятить свою жизнь флоту.Койки как сейчас помню были в четыре яруса и я забрался ловко на этот 4-й,в надежде спрятаться от толкотни.Не сразу понял,что это был необдуманый шаг,но поезд ушёл.В первую-же ночь,я понял,что такое мощный теплообмен в природе:в голове,у носа проходил какой-то горячий трубопровод,в ногах –холодный,может трубопровод забортной воды,с него капало.Вообщем целый месяц мне предстояло жить в субтропиках и я на эти субтропики залезал только когда очень хотелось спать.
Вообще эта практика запомнилась на всю жизнь.Было дело в июле,день Флота предстояло встречать тоже на «Мурманске»,радовались отчасти:принимать участие в нашем празднике на борту-это что-то.
О питании.Корабельная практика после первого курса обучения приписывала нам побыть матросами,поэтому согласно корабельного расписания мы питались на своих баках,то есть таскали себе еду в военных термосах в кубрик.Там вешали на цепи длинные складные столы,чтоб суп не пролить при качке и ели как все,ложками.Еду выдавал один из коков на камбузе,конечно годок мускулистый в наколках,конечно кавказкой национальности,ну как везде;выдавал вроде точно по количеству едаков,но мог плюнуть в термос,как привет будущим офицерам.Потом термосы надо было пронести по узким коридорам,периодически вылазя на верхнюю палубу,вообщем с кормы в нос.
За время учёбы на первом курсе мы потихоньку привыкли к принятию пищи по расписанию и по команде,привыкли к армейско-флотской одинаковой посуде,к запахам в районе камбуза и постоянно жирной палубе,которая не отмывалась даже хлоркой.Но вот к крейсерским тараканам и крысам мы привыкали особо.С первых дней практики мы ощутили очень тесное соседство,порой было ощущение,что мы отобрали их территорию и как-бы потеснили их,и за это они,местные положенцы,мстили.Мстили поразному,в основном это были камикадзе,которые просто падали  с подволока в наш суп или компот.Поначалу брезгливость брала верх,но через небольшой промежуток времени,плавающих япошек просто пальцами доставали из тарелки,выкидывали и продолжали есть,посмотрев в чужую тарелку-не нужна-ли помощь.Голод не тётка,поэтому свой Пёрл-Харбор мы выиграли.К  корабельным длиннохвостым привыкали дольше,они были завсегдатаи местного общежития и всегда давали нам понять,что при любом раскладе хозяева тут они.У меня каждую ночь на холодной трубе крыса садилась и смотрела на меня,пока я не усну,потом не знаю что она делала,но с подъёмом её не было.Все делали вид,что крыс нет,как буд-то жили в разных измерениях.
О первых морях.Ну нет-нет,да и выходят корабли иногда в море,и нам опять повезло.То-ли по плану боевой подготовки,то-ли на какой-то приз,но крейсер с нами на борту вышел из Кольского залива на артилерийские стрельбы.Нас всех расписали по корабельному расписанию дублёрами матросов всех боевых частей крейсера.И удаляясь от Североморска многие наблюдали стоявший на бочке крейсер «Александр  Н евский».Там сейчас был на борту мой друг Женька,который тоже проходил такую-же практику,но в составе училища радиоэлектроники им.Попова.А я уже по готовности номер два гордо стоял на вахте дублёром матроса-сигнальщика где-то высоко наверху,но не на командирском мостике,а чуть выше.Обзор был чудесным,я боялся высоты,но не боялся качки,и в тот момент интерес и любопытство торжествовало.Но не надолго.
Производить практическую стрельбу,палить предстояло из всех калибров поочереди.Учения проходили в одном из полигонов Новой Земли,проходя около берега какой-то мичман показал рукой: там мол женская тюрьма есть,и я подумал,что он знает.
Так вот,главный калибр должен был убить кого-то на берегу,средний-кажеться на воде,а ДЗК (зенитки)- в воздухе.Я был счастлив,что всё увижу своими глазами впервые в жизни и не знал о том что скоро перестану слышать.Главный калибр бухнул томно,на низких частотах,нас лишь обдало густым рыжим дымом с едким запахом,как оказалось-так пахнет порох.Но при этом глаза не вылезли из орбит,лишь посыпались плафоны в нашем кубрике,как потом оказалось.Матрос,которого я дублировал,протянул мне вату со словами-щаз начнётся.Только я успел засунуть вату в уши,как мне показалось,перепонки дрогнули от резкого звука высокой частоты-стволы среднего калибра оказались в нескольких метров от нашего сигнального мостика и от меня в том числе.Порох я уже до этого успел понюхать,но такого удара по ушам я не ожидал,ещё долго я орал-А?что?,чем бесил своих собеседников.Я уже плохо слышал как стрекотали зенитные спарки,помню как в кино-матросы в касках ловили в прицел воздушные цели и куча гильз летела им под ноги.Воздушные цели были какие-то предметы на парашютах,сброшеных по договорённости нашей авиацией.Попадали.Стрельбы защитали.Очень пожалел,что не взял тогда с собой свою «смену-8м».
День ВМФ пришёлся на момент стоянки крейсера «у стенки»,то бишь пришвартованого к причальной стенке,к пирсу в главном городе СФ Североморске.Корабли одели флаги расцвечивания,моряки одели первый срок,офицеры и мичманы кортики,вообщем всё как положено.Но вот беда,незадолго до праздника на крейсер привезли «партизан»-людей,нестроевого возраста,но на случай войны,обязаных пойти в ополчение.Этих людей разных мастей периодически Родина приглашала пройти перепрофилактику для пополнения армии и флота на всякий случай.Одевали их соответственно из вещей,изрядно побывавших в море ранее на ком-то и не один раз,носили они это неохотно и только-лишь на общие построения экипажа,вообщем не носили.Но у этих полугражданских неуправляемых людей всегда была отработана схема проноса на корабль спиртного,да так,что даже видавшие всё моряки не догадывались,как они это делают.
После торжественной части,парада и обеда гражданские гости могут посмотреть,как служат их папы,мужья,братья и….дедушки.Молодой лейтенант имел неосторожность провести молодую жену по баку крейсера,где грозные стволы главного калибра смотрели на запад и внушали увереность  в защите.Но у дежурного по кораблю,видимо,что-то пошло не так и он не заметил вольготно расположившихся на башне главого калибра тюленей без трусов с целью поймать солнечные лучи севера.Но зато это увидела супруга новоизпечоного лейтенанта с кортиком  и долго смотрела на свисавшие бубенчикии из трусов партизана.Лейтенант при этом стоял спиной к этой картине и показывал рукой своей избраннице как далеко летят снаряды из этих стволов.Насмотревшись вдоволь,она повернула своего льва- будущего адмирала и увела в сторону шкафута.В носовую часть крейсера,как не странно,больше никто не приходил,тюлени спокойно грелись на солнышке короткого полярного лета.
Мы ходили по Североморску и фотографировались у всех памятников города.
                                                                                                                                         Колчак.


« Последнее редактирование: 06 Май 2016, 15:56:50 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #16 : 27 Апрель 2016, 17:15:42 »
Лидер эскадреных миноносцев (эсминцев).
https://www.youtube.com/watch?v=s0VWDfmeMlw
https://www.youtube.com/watch?v=bsZ1v8nZD3o
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2016, 17:27:48 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #17 : 03 Май 2016, 22:42:49 »
Вот такая вот работа.
http://www.ok.ru/video/49083910830
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #18 : 06 Май 2016, 12:30:04 »
Один из фильмов моего детства, снят по реальным событиям того времени.
Нередко эти фильмы показывали в гарнизонах, в соединениях флота в маленьких городках, где служили моряки,
и ещё мальчишками смотрели их, сидя рядом с моряками из наших экипажей кораблей.Тогда ещё служили наши отцы и
мы часто бегали в бригаду ПЛ,что-бы посмотреть очередной фильм из трескучего диапроектора.Итак, "Следую своим курсом":
https://www.youtube.com/watch?v=pJO5lMksdXA&feature=youtu.be
« Последнее редактирование: 06 Май 2016, 12:33:42 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #19 : 06 Май 2016, 15:28:26 »
Уникальный проект СССР , один из десятков - сотен, загубленых по причине
времени. Эта странная причина : "Не в том месте и не в то время" ....
О 705-м.
Окончив третий курс родного училища, нам опять полагалась практика перед долгожданным отпуском домой.В этот раз нам предстояло посмотреть на службу подводников глазами, ну, скажем глазами мичмана, унтер-офицера, теоретически получивших этот уровень знаний в стенах ВВМУППа. Опять нас распределили по флотам и дивизиям, по бригадам и кораблям нашего разбросаного с точки зрения географии ВМФ. Я попал в Западную Лицу, он-же Заозёрный – одна из серьёзных баз подводных лодок Северного флота. Не буду сильно описывать состав кораблей и дивизий, скажу-лишь, что на то время там базировались современные и передовые корабли атомного подводного флота страны. Нас раскидали по кораблям разным и началась очередная месячная корабельная практика, от которой у меня лично впечатлений не осталось никаких. Повезло тем ребятам, которые попали на «действующие» лодки – те или иные корабли, по плану БП в этот период, выховшие в море. Я-же с несколькими друзьями попал на лодку с командиром, который от нас сразу открестился и разрешил «стоять на голове», лишь-бы не брать «в морЯ».Весь месяц мы бродили по сопкам, собирая грибы и ягоды, ходили в посёлок, варились в казарменной каюте, рисовали стенгазеты и т.д. Однажды забрались на самую высокую сопку, с которой был общий вид базы как на ладони : губа Большая и Малая Лопаткина, губа Нерпичья, старый немецкий аэродром – этот вид запомнился.
В базе стояли знаменитые 705-е проекты, красивые лодки-дельфины с потрясающими обводами корпуса, казалось всё было в них идеально, даже их малые размеры подчёркивали свою красоту, статность и компактность. Через многие годы я узнаю, что эту красоту распилили и назвали самой большой лодкой союза:  реактор отправили в Сосновый Бор, нос и корму поделили два флота – Северный и Тихоокеанский. Всего их было четыре или пять корпусов, все базировались в Лице, всегда пришвартованные друг к другу, к одному пирсу и всегда находилась на борту смена, обслуживающая жидко-металлический реактор. Этим реактором и особенностями в его обслуживании и отличались эти лодочки от других. Да и служили они как-то по-своему, по-другому  порядку и правилам, общее было неизменно- только подъём флага. Ну, напросились мы на экскурсию, всё равно любопытство победило и какой-то добрый дежурный однажды показал нам лодку-автомат.
Сравнить центральный пост мне было не с чем, т.к. подобного я не видел ранее нигде, если только в кино про инопланетян: вся лодка была полностью автоматизирована и центр всего управляемого был здесь. Один механический офицер нажатием пальцами одной руки показал нам «новогоднюю ёлку» на одном из пультов управления не знаю чем – всё замигало и заморгало, как в Новый Год. Впечатлило, пошли дальше, в первый нас не пустили, открыли лишь переборку из второго и разрешили засунуть туда свои носы. Почему не пустили – сразу стало ясно: минный офицер из ЦП всё-ж показал своё чудо. Перед нами револьверным способом автоматически перезарядились торпеды в торпедные аппараты. Первый был необитаем, там работали роботы, и людей туда не пускали, только для осмотра своего заведования,это была лодка-убийца всех врагов на море. С такой скоростью перезарядки боезапаса и ввода данных стрельбы в торпеды и торпы-ракеты эта лодка представляла победу без вариантов для супостата.
Скорость этой красавицы в подводном положении была такова, что она могла убежать от торпеды, как выражались моряки всех поколений. Сорок узлов благодаря энергетической установке , это серьёзный козырь в войне на море. В каюткомпанию во время обеда подавалась отдельная команда: -приготовиться к повороту!
Все хватали свои тарелки с супом в руки и держали до выравнивания крена, а значит окончания циркуляции корабля.Вот такие были эти дельфины – юркие и смертельноопасные для врага.
Экипаж, как вы понимаете, был малочисленным для управления всех систем и механизмов, состоял как правило только из офицеров, в малой степени мичманов. Ещё одна «беда» была у этих атомных малюток: титановый корпус по своей химической составляющей разъедал корпуса стальных плавпирсов, а деревянных уж и не было. Окромя старого пирса №3, построеного наверно ещё до войны и даже может быть теми-же немцами, но это отдельная, очень интересная история.
Лодкам не продолжили жизнь. Знаете, это как выключили дыхательный автомат у больных лёгких. Их просто утилизировали и разрезали, не дав доработать и отполировать системы и механизмы ядерного реактора, который посчитали просто опасным. Просто не доработали сердце корабля, а было это в конце восьмидесятых, в период панического метания людей к правде. Вот так погас ещё один проект того времени.
                                                                               Колчак.
http://topwar.ru/36398-skorostnaya-lira-apl-proekta-705.html
 Кому интересно, коменты неплохие знающих людей после статьи.



« Последнее редактирование: 06 Май 2016, 15:54:56 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6942
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #20 : 08 Май 2016, 05:44:08 »
Вот уж не знал, что в Российской империи были авианосцы! А как самолёты садились на него?

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6942
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #21 : 08 Май 2016, 05:49:52 »
Уважаемый ГТ! Колчак сделал правильное замечание, насчёт подписей под фотографией. Так будет лучше для интересующихся темой. К создателю темы надо проявлять уважение. Просьба проявлять взаимную вежливость! Заявление "Разуй глаза! На ценнике всё написано!" - это из советской торговли. Участника форума ГТ призываю не уподобляться хамовитой торговке. Вот я лично не могу разглядеть что там написано. А увеличивать каждое фото, это лишние затраты времени.

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #22 : 09 Май 2016, 12:49:04 »
Штурм глубины.
1-3 мая 2016 года российские дайверы-поисковики проекта "Поклон Кораблям Великой Победы — 2016" совместно с финской поисковой командой Subzone (руководитель Имми Валлин) провели успешную подводную экспедицию у эстонского острова Вайндло (Финский залив Балтийского моря) по обнаружению и идентификации ПЛ Щ-408, которую военные историки называют "Балтийский Варяг".
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/sh%20X-b/Sh-408/Sh-408.htm
Эта подводная лодка по сути повторила подвиг Варяга. Петербургский клуб моряков-подводников взялся розыскать родственников экипажа погибшей лодки, которая погибла, не
спустив флага.


 

По данным сайта, подлодка Щ-408 погибла 22 мая 1943 г. в акватории Балтийского моря. «В ходе прорыва Поркалаудского противолодочного рубежа Щ-408 получила повреждения и была вынуждена всплыть в надводное положение в окружении противолодочных кораблей противника», – пишет Flot.com.

В ходе 2-часового боя подлодка потопила 2 фашистских катера, однако была тяжело повреждена и затонула, не спустив военно-морского флага. Весь экипаж подлодки погиб.

Как сообщает ресурс, в 1944 г. король Великобритании Георг VI «присвоил командиру лодки капитан-лейтенанту Павлу Кузьмину звание почётного офицера ордена Британской империи V степени с вручением знака члена ордена посмертно».
. А вот советских наград никто из героев-подводников не имеет....
Фотографий лодки сложно найти и точно определить, что это Щ-408, только те, которые вы видите на сайтах.
Очень радует то, что ищут и находят павших героев и в море в том числе. Поздравляю участников форума с Днём Победы !!!
« Последнее редактирование: 09 Май 2016, 13:01:13 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #23 : 10 Май 2016, 02:04:54 »
Вот уж не знал, что в Российской империи были авианосцы! А как самолёты садились на него?
Авианосцы РИФ.( часть 1)
Вопрос довольно интересный с точки зрения знания истории своего флота. Когда-же появились первые авианесущие корабли в России? Им скорее шло название –
аэропланоносцы . Надо отдать должное нашему государю Николаю –II, который очень целеустремлённо интересовался и внедрял  все новое в армии и флоте страны.История всегда чем-то и кем-то повторяется. Так вот, в 1910 году был план переоборудования нескольких кораблей Императорского флота в авианесущие,т.е. «авиаматки» в среднем на 25 колёсных аэропланов каждый. Проект был перспективным в свете развития авиации и войны на море. Его (проект) проработали до некоторой степени, но затем производство прекратилось само собой, т.к. были достигнуты значительные успехи в постройке гидропланов,  тихоходная авиаматка оказалась неудел.   Этот проект предлогался подполковником М.Конокотиным.Из архива журнала «моделист-конструктор»:
Начало этим работам положил капитан корпуса корабельных инженеров Л. Мациевич, который весной 1909 года на заседании военно-морского кружка в Петербурге сделал доклад «О состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в военно-морском флоте». Спустя полгода — 23 октября 1909 года — Мациевич более подробно развивал свои идеи в докладной записке на имя начальника морского Генерального штаба. В ней, в частности, предлагалось построить корабль-разведчик, который смог бы нести на борту до 25 аэропланов.
«Не представляет затруднений, — писал Мациевич, — устроить на судне специального типа легкую навесную палубу, на которой находились бы, взлетали и садились аэропланы». По мнению конструктора, самолеты могли бы взлетать с палубы такого корабля при ходе его против ветра либо с помощью электрической лебедки, выстреливающей аппарат с нужной скоростью. Что касается посадки, то Мациевич для уменьшения пробега предлагал «особые сети (суть тормозную систему), распростертые над частью палубы»... Для проверки технических деталей Мациевич просил провести необходимые опыты на новом быстроходном эсминце. Через четыре месяца после того, как 21 марта 1910 года первый русский авиатор М. Ефимов совершил свои сенсационные полеты в Одессе, однокашник Мациевича по Морской академии подполковник М. Конокотин подал начальству записку «Об организации опытов по применению аэропланов на флоте». В ней он ставил вопрос о постройке авианосца, необходимого, по его мнению, для базирования самолетов, способных вести разведку и фотографирование вражеских кораблей в море и на базах, а также поддерживать связь между кораблями во время походов.
Успешные опыты взаимодействия аэропланов с кораблями побудили морское ведомство внимательно отнестись к предложению Конокотина создать «авианесущий корабль».
«Первоначально, — писал он, — можно ограничиться одним из старых судов, например «Адмирал Лазарев». По моим предварительным измерениям, этот корабль после необходимых переделок сможет удовлетворить следующим требованиям: поместить со всеми необходимыми приспособлениями 10 самолетов, иметь приспособления для быстрого взлета самолетов, иметь чистую палубу, и если окажется необходимым, то и приспособления для посадки на палубу».
Короче говоря проекты не пошли дальше, Мациевич при очередном полёте разбился, а Конокотина перевели странным образом на Амурскую флотилию и проект оказался под грифом «дело производством само собой прекращено».Проекты авианосцев попали в архив. На то были причины:необычайно быстрое совершенствование авиационной техники-появились гидросамолёты, которым не требовались авианосцы, они могли вести дальнюю разведку с морских аэродромов.Задача защиты столицы со стороны моря была выполнена.Но вскоре потребовались опять авианесущие корабли, когда боевые действия перенесли в среднюю и южную часть Балтики.И вот тут был нужен дешёвый корабль,способный решать только две функции:хранение и обслуживание машин, а взлёт-посадка осуществлялась с водной поверхности.Такие корабли называли по-разному: авиаматка, гидрокрейсер, авиатранспорт и т.д. Накануне первой мировой эти корабли предстовлялись более дешёвым и простым способом решения морских задач.
Между прочим :
«Сравнивая использование корабельной авиации русского флота с английским (ибо только в нем видны начинания в этой области), становится совершенно очевидным первенство русского флота, в котором были заложены основы боевой деятельности корабельной авиации. А действия англичан на протяжении всей Первой мировой войны не поднимались выше уровня подражания действиям русских». – Эту оценку американских военно-морских экспертов из «U.S. Naval Institute Proceedings» сейчас многим выгодно «не помнить»…
«…В дополнение к ведению разведки и нанесению бомбовых ударов, русские гидросамолеты использовались для прикрытия конвоев в отдаленных районах. Они вынуждали немецкие подводные лодки уходить под воду. Самолеты вообще выполняли те задачи, которые были расширены и усовершенствованы американскими поисково-ударными группами позднее, во время Второй мировой войны». – Так было написано в 1970 году в декабрьском номере американского журнала «U.S. Naval Institute Proceedings».

Рассказ продолжу в следующей части о рождении авианесущего флота в России. Там пойдут реальные корабли с самолётами на борту.

Так-бы выглядели реализованые проекты авианосцев Российского Императорского флота:

« Последнее редактирование: 10 Май 2016, 02:50:34 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #24 : 10 Май 2016, 15:54:32 »
Авианосцы РИФ ( часть 2 ).
Что-же требовалось флоту в то время? Какие корабли представляли модернизацию? Из архива журнала «Моделист-конструктор»:
Первым из них стала «Орлица» (3), вступившая в строй Балтийского флота в феврале 1915 года. Переоборудованная из парохода «Императрица Александра», она имела на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от вражеских авиабомб.
Осенью 1915 года немцы стали широко применять для бомбардировки с воздуха гидроаэропланы, и вот тут-то «Орлица» проявила в полной мере свои боевые возможности. 25 сентября этот корабль обеспечивал прикрытие с воздуха русских кораблей, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, обстреливая немецкие укрепления в районе мыса Рагоцем. Месяц спустя «Орлица» прикрывала высадку десанта на оккупированном немцами курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса. Высадившись при поддержке огня миноносцев, этот десант — 490 человек при трех пулеметах — вызвал дезорганизацию немецкого тыла под Ригой, рассеяв вражеский отряд и уничтожив окопы и укрепления. После выполнения задания десант вернулся на корабли без потерь.
Корабль поначалу предполагалось зачислить в класс посыльных судов, но приказом по флоту и морскому ведомству за № 43 от 7 февраля 1915 года император Николай II повелел зачислить пароход в класс учебных судов и присвоить ему наименование "Орлица". Адмиралтейств-Совет своим постановлением от 12 февраля присвоил ей II ранг судов флота. Можно предположить, что в класс учебных судов "Орлица" зачислили скорее ради маскировки ее истинного назначения. В документах "Орлица" называли авиационной базой, авиационным судном, авиатранспортом и даже авиационной баржей.
Останется в истории русской морской авиации и 4 июля 1916 года. В этот день линкор «Слава» и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы «Орлицы». В 9 часов утра, возвращаясь к своему авиатранспорту на высоте около 1500 м, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили немецкий аэроплан. Сблизившись с противником на 15 м, Петров зашел сзади и открыл пулеметный огонь. От начала боя до падения немецкого самолета в воду прошло всего 5 минут.
В это время три других гидроаэроплана «Орлицы» сражались с тремя немецкими самолетами. В результате боя был сбит еще один вражеский самолет, который упал в расположении противника. Что касается аэроплана, сбитого Петровым, то он при падении скапотировал, и оба немецких летчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолетом и, несмотря на огонь немецких 152-мм береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения миноносец снял с самолета пулемет и некоторые приборы.
Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырех машин, посланной уничтожить «Орлицу» с ее самолетами, прикрывавшими с воздуха русские корабли. Такое задание свидетельствует о том, что первый русский авиатранспорт крепко досадил немцам на Балтийском море.
Однако эксплуатация авиатранспорта выявила существенные недостатки судна: трудности взлета и посадки гидросамолетов в открытом море и малую оперативность взлетно-посадочных операций, усугублявшиеся небольшой скоростью хода, недостаточно сильным артиллерийским вооружением и отсутствием броневой защиты в уязвимых местах.
Тем не менее «Орлицу» следует считать одним из лучших представителей нового класса кораблей — авиатранспортов, проложивших дорогу к созданию в ряде морских держав полноценных авианосцев, обеспечивших использование самолетов с колесным шасси.
Это что касается Балтийского флота и роли "Орлицы" в той войне. Судьба корабля, как и многих других, принимавших участие в войнах: гражданское назначение > военный корабль > и опять гражданский пароход. В 18 году его разоружили и отдали в Главное управление водного транспорта Народного комиссариата путей сообщения, где и стал
пароходом "Совет".В 1930-м перешёл с Балтики на Дальний восток, в 1934-м принимал участие в спасении челюскинцев, вернее не смог принять участие из-за неполадок с энергетической установкой, стал в ремонт. В период ВОВ  никуда далеко не ходил, в 1964 году был списан и наверно разрезан "на иголки".
http://ship.bsu.by/ship/103375 - тут об "Орлице".
Позже речь пойдёт о Черноморском флоте, где русские морские авиаторы давали просраться туркам.

« Последнее редактирование: 11 Май 2016, 00:02:14 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #25 : 11 Май 2016, 10:09:11 »
Из серии 100 великих подвигов России. Один из них как раз подвиг морских лётчиков Императорского Черноморского флота.
Михаил Михайлович Сергеев родился 3 декабря 1891 г. в Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Григорьевича Сергеева. После окончания Морского кадетского корпуса стал командиром батареи на эскадренном броненосце «Синоп». В 1912-м Михаил совершил свой первый авиационный полет в качестве пассажира и загорелся страстным желанием стать летчиком. Четыре года спустя его мечта осуществилась — Сергеев закончил Петроградскую школу морских авиаторов, после чего получил чин лейтенанта и был направлен в корабельный дивизион воздушной дивизии Черноморского флота. Началась служба на гидросамолетах, которые патрулировали прибрежную полосу, вели разведку и бомбили противника. Боевые заслуги молодого офицера были отмечены орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом (6 июля 1915 г.) и орденом Святой Анны IV степени — так называемым Анненским оружием (15 февраля 1916 г.).
12 марта 1917 г. 8-й гидроотряд Черноморского флота вышел на кораблях к Босфору, имея целью ведение разведки, аэрофотосъемку и обстрел береговой батареи противника на мысе Кара-Бурун. Гидросамолет М-9, на котором летели Сергеев и летчик-наблюдатель унтер-офицер Феликс Тур, стартовал с гидрокрейсера «Император Николай I» и вылетел на бомбежку. Однако вскоре забарахлил мотор, и Сергеев принял решение — идти на вынужденную посадку. Приводнились удачно, но, увы, вне видимости сопровождавших русских кораблей. Пока Сергеев и Тур возились с починкой мотора, гидрокрейсер, сочтя сергеевский М-9 сбитым, ушел в Севастополь.
Исправив наконец двигатель, военлет и летнаб отправились в точку рандеву со своим кораблем. Убедившись в том, что его нет поблизости, Сергеев на остатках бензина направился в сторону русского берега. Топлива уже оставалось на самом донце, продолжать полет было опасно. Решили садиться в море… А вскоре русские летчики увидели неподалеку парус. Сначала обрадовались, но, приглядевшись, заметили над судном красный с белым полумесяцем турецкий флаг.
— Атакуем! — решительно крикнул Сергеев напарнику.
Гудя мотором, М-9 развернулся и на полной скорости поплыл прямо на турецкую шхуну. Тур открыл предупредительный огонь из пулемета. Ошеломленные видом плывущего на них гидросамолета, турки попытались развернуться и удрать, но не тут-то было!.. Сергеев и Тур догнали их и вынудили сдаться. Турецкий экипаж погрузился в шлюпку, а шхуна досталась нашим храбрецам в качестве трофея. Захватив фелюгу, летчики сняли с самолета ценные части, компас и пулемет и пустили аэроплан ко дну, чтобы он не достался противнику.
Подняв паруса, Сергеев и Тур направились к Севастополю. Вскоре летчикам не повезло еще раз: они попали в мертвый штиль и целых шесть суток, будучи без пищи и почти без воды, не могли причалить к берегу. Только 18 марта 1917 г. Сергеев и Тур подошли к суше в районе Джарылгачской косы. А вскоре герои уже докладывали о своем подвиге командующему Черноморским флотом А. В. Колчаку…
За блестящий подвиг Михаил Сергеев был награжден Георгиевским оружием. Феликс Тур был отмечен Георгиевским крестом IV степени.
В дальнейшем М. М. Сергеев поступил на службу в Рабоче-крестьянский красный флот, в 1920–1923 гг. был начальником воздушного флота Черного и Азовского морей, в 1925–
1927 гг. — заместителем начальника ВВС РККА. После увольнения из рядов вооруженных сил в 1929-м посвятил себя работе на Севере — был заместителем начальника по морской части Западно-Таймырской эскпедиции. Затем трудился инженером на артиллерийском заводе. Великую Отечественную войну встретил в звании лейтенанта Красной Армии, закончил — в звании подполковника. Участвовал в Сталинградской битве. После войны долгое время преподавал в МВТУ имени Баумана. Скончался М. М. Сергеев в 1974 году. На его могиле, расположенной на Ваганьковском кладбище, установлен гранитный валун, который привезли из Крыма черноморские летчики.
Сейчас имя доблестного офицера Михаила Сергеева носит один из островов в архипелаге Известий ЦИК в Карском море. А род Сергеевых достойно продолжили сын Михаила Михайловича, капитан 1-го ранга Константин Михайлович и внуки — Андрей и Кирилл, тоже связавшие судьбу с флотом.
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #26 : 11 Май 2016, 10:36:30 »
Авианосцы РИФ ( часть 3 –черноморская).
Но ещё больше неприятностей врагу доставили черноморские гидрокрейсера…Всю информацию я беру из журнала "Моделист-конструктор" от 1981 года.
В отличие от Балтийского у Черноморского флота при вступлении в войну не было утвержденного плана боевых действий: он настолько превосходил турецкий, что в этом, казалось, не было острой необходимости. Однако прорыв в Константинополь немецкого линейного крейсера «Гебен», который по огневой мощи мог тягаться с артиллерией главной базы флота — Севастополя, свел на нет преимущества русского флота. Вот почему первоочередной задачей для русского командования с первых дней войны стала блокада Босфора, препятствующая выходу «Гебена» из Константинополя в Черное море. И в решении этой задачи важную роль сыграли морские летчики.
После начала войны черноморские моряки приступили к срочному переоборудованию в авиатранспорты двух пароходов — «Император Александр I» (2) и «Император Николай I», которые вступили в строй в конце 1914 — начале 1915 года. В 1916 году к ним присоединился третий — гидрокрейсер «Румыния» (4) — один из пяти пассажирских пароходов, переданных России вступившей в войну Румынией. На Черном море вооружили также гидроаэропланом для корректировки артиллерийской стрельбы и разведки крейсер «Алмаз», который спускал аппарат на воду и принимал на борт с помощью стрелы. Все эти корабли вместе с самолетами берегового базирования и составили наличные силы русской морской авиации в первой мировой войне.
Первой операцией, в которой принял участие авиатранспорт «Император Николай I» с четырьмя гидроаэропланами на борту, стал поход черноморского флота к берегам Румелии — европейской Турции, — предпринятый 24 марта 1915 года. Вначале предполагалось использовать авиацию только для воздушной разведки, но в ходе операции самолетам было приказано нанести бомбовый удар по береговым объектам — впервые в истории российского флота самолеты авиатранспортов привлекались к действиям у вражеского побережья. А 27 марта 1915 года, когда черноморский флот вышел в третий поход к Босфору, в его составе было уже два авианесущих корабля: крейсер и авиатранспорт с пятью гидроаэропланами. Во время этой операции взлетевшие с воды самолеты произвели разведку и установили, что в Босфоре крупных кораблей противника нет. Самолеты сбросили две бомбы на турецкие береговые батареи и одну на миноносец. Турки отвечали безуспешным ружейным огнем и шрапнелью.

Следующий поход к Босфору 1—5 мая 1915 года ознаменовался еще одним успехом гидроавиации: третьего мая русские гидроаэропланы совершили первый налит на столицу Турции Константинополь!
Блокада Босфора была хоть и важной, но далеко не единственной задачей черноморского флота. Следующим По значимости считалось нарушение перевозок угля из Зонгулдакского угольного района в Константинополь: из-за слабого развития турецкой железнодорожной сети уголь перевозили только морем. В этих операциях самолеты с авиатранспортов чаще всего действовали совместно с артиллерийскими кораблями, но 6 февраля 1916 года русская морская авиация нанесла самостоятельный удар по гавани Зонгулдака и находящимся в ней судам и сооружениям. В этот день оба черноморских авиатранспорта, сопровождаемые несколькими кораблями, подошли к Зонгулдаку и в 15 милях от берега спустили на воду 14 гидроаэропланов. Из них в воздух смогли подняться 10. И хоть, густые и низкие облака закрывали Зонгулдак, русские летчики сбросили 18 больших и 20 малых бомб общим весом 368 кг, потопив пароход «Ирмингард» и несколько мелких судов.
25 августа 1916 года подобная операция была проведана против австровенгерских сил в Варне, но на этот раз противник оказал сильное сопротивление: при отходе вражеские гидросамолеты сбросили на русские корабли несколько десятков бомб, повредивших один миноносец. Спустя месяц авиатранспорт «Император Николай I» выдержал единоборство с тремя вражескими самолетами — на него было сброшено 28 бомб, не причинивших повреждений.
Решение третьей задачи черноморского флота — обеспечение крупных десантных операций — тоже не обошлось без участия морской авиации. Так, в апреле 1916 года вместе с другими кораблями оба авиатранспорта сопровождали из Новороссийска и Мариуполя к турецкому побережью в район Ризе транспортную флотилию из 27 судов. Гидроаэропланы вели непрерывное воздушное наблюдение над местом высадки и несли противолодочную охрану рейда. Месяц спустя «Император Александр I» участвовал в десантной операции столь же крупного масштаба, когда в течение недели неподалеку от Трапезунда (Трабзона) была высажена целая пехотная дивизия.


Вот, казалось-бы на этом и закончится история авианесущих кораблей в России до современных авианосцев. Но нет, во время гражданской у Красной армии тоже были авиаторы и в том числе морские. Об этом в следующем рассказе, чуть ниже.
« Последнее редактирование: 11 Май 2016, 10:48:40 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #27 : 12 Май 2016, 20:52:46 »
Авиаторы на службе РККА.(часть 4)
После свержения царизма в феврале 1917 года черноморские авиатранспорты были переименованы: «Император Александр I» получил название «Республиканец», а «Император Николай I» стал называться «Авиатором». 24 — 27 мая «Авиатор» совершил свой последний поход на аэрофотосъемку и бомбардировку Синопа. Дальнейшая их боевая деятельность была остановлена событиями Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. На Черном море почти все авианесущие корабли были затоплены. На Балтике «Орлица» осталась в распоряжении революционных моряков, но дальнейшее ее использование сказалось невозможным. И тем не менее Красная Армия не только не лишилась гидроавиации, но нашла новые и неожиданные формы применения этого оружия.
К концу 1917 года русская морская авиация состояла из Черноморской и Балтийской дивизий, насчитывавших соответственно 152 и 88 самолетов. Первая из них перестала существовать после того, как 18 июня 1918 года по приказу В. И. Ленина большая часть черноморского флота была затоплена на внешнем рейде Новороссийской бухты, чтобы не попасть в руки немцев. На базе второй создали бригаду особого назначения из трех дивизионов — одного истребительного в Красном Селе под Петроградом и двух гидродивизионов в Ораниенбауме и в Самаре. Авиационное имущество Самарского гидродивизиона было захвачено восставшими чехословаками, а команда, отступая с боями вместе с Красной Армией, прибыла в Нижний Новгород и влилась в формируемую там Волжскую флотилию. Получив от Управления морской авиацией четыре гидроаэроплана М-9, эта команда составила ядро гидроотряда флотилии.
Для базирования отряда революционные матросы переоборудовали баржу-нефтянку, снабдив ее по бортам кронштейнами со съемными спусками для приема и вывода на воду гидросамолетов. Барже придали буксир, и получился небывалый в истории речной авиатранспорт «Коммуна», придавший гидроотряду такую же подвижность, какая была у любого другого корабля флотилии.
С 29 августа 1918 года летчики гидроотряда Самарского воздушного дивизиона, делая иногда по 4—5 вылетов в день, наблюдали за действиями и передвижениями белогвардейской флотилии, следили за побережьем и расположением вражеских окопов, батарей и наблюдательных постов, бомбили корабли и укрепления белых, штурмовали вражеские колонны, зачастую снижаясь до высоты 300—500 м. Неожиданный эффект показали в этих сражениях металлические стрелы, которые нашли применение из-за нехватки боеприпасов. При падении с большой высоты они не только насмерть поражали пехотинцев и всадников, но пробивали даже палубы кораблей. От перебежчиков стало известно, что при атаке с воздуха стрелы однажды пробили палубу буксира и поразили несколько членов экипажа.
О применении стрел против кавалерии рассказывает в своих воспоминаниях один из бывших летчиков гидроотряда, С. Столярский: «Часто мы усыпали стрелами грунтовые дороги, по которым двигалась конница врага. Стрелы крепко застревали в сухом плотном грунте. Концы их торчали над поверхностью на 5—6 сантиметров, превращая дороги в непреодолимое препятствие для лошадей, получавших ранения ног. В результате белые должны были посылать людей с молотками, чтобы они вгоняли стрелы в землю. Нетрудно представить себе, насколько это замедляло темп передвижения конницы!»
Появление у белых новейших заграничных самолетов привело к изменению тактики гидроотряда: теперь полеты в глубокие тылы противника стали ночными. Несмотря на неимоверную сложность таких операций, красные военлеты нашли выход. Оказалось, что хорошими ориентирами могут служить окна крестьянских изб, слабо освещенные горящими перед иконами лампадами. Густо расположенные вдоль берегов Волги до
самого Царицына, деревни создавали как бы две светящиеся цепочки, между которыми лежала темная полоса речной поверхности.
Первый боевой опыт побудил РВС к концу 1918 года создать морскую авиацию, состоявшую из четырех гидроотрядов — Волжского, Каспийского, Беломорского и Онежского, — насчитывавших 61 самолет, большую часть которых составляли летающие лодки М-9. Этот аэроплан был сконструирован в середине 1916 года Д. Григоровичем. Спустя несколько лет после окончания гражданской войны преподаватель Военно-воздушной академии В. Баруздин в работе «Очерки по тактике морской авиации» ясно показал, в чем состояла уникальность этого боевого опыта. Если морская авиация из сухопутных самолетов, базировавшихся на наземных аэродромах, но действовавших по морским целям, имелась во многих странах, то сухопутная авиация из гидросамолетов, базировавшихся на реках и озерах, но действовавших по наземным целям, была только в России в годы гражданской войны...
На фото :Баржа «КОММУНА», РСФСР, 1918 г. Волжская баржа-нефтянка была приспособлена для базирования самолетов гидроотряда Волжской флотилии 12—17 августа 1918 года. Работы произвел судостроительный цех Сормовского завода. Водоизмещение 850-900 т, буксировалась колесным пароходом с машинной мощностью 120 л. с., скорость по течению — 7,5—11 км/ч. Длина 139,77 м, ширина 19,08, Среднее углубление 1,1 м. Вооружение: 6 гидроаэропланов М-9 и 3 сухопутных истребители «ньюпор». Благодаря «Коммуне» гидроотряд Волжской флотилии приобрел высокую подвижность и участвовал во многих операциях против белых.

Вот коротко о первых успешных применениях морской авиации в четырёх главах уместилось. Почему коротко, потому как следовало о каждом случае рассказать отдельно и о каждом корабле тоже : о судьбах кораблей желательно рассказывать полностью, у моряков они считаются отдельными символами своей гордости. Если в этой теме появиться ещё кто-нибудь из моряков, читатель это увидит.
« Последнее редактирование: 12 Май 2016, 21:04:52 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #28 : 13 Май 2016, 15:58:35 »
ЗА ТЕХ, КОГО СЕЙЧАС КАЧАЕТ!
Моряки, горожане не равнодушные к флоту - присоединяйтесь!
« Последнее редактирование: 13 Май 2016, 19:18:15 от колчак »
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий

колчак

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 518
  • Пол: Мужской
  • ждущий
    • Просмотр профиля
Флотская душа
« Ответ #29 : 18 Май 2016, 12:14:03 »
День Балтийского флота ВМФ России — ежегодный праздник, отмечаемый 18 мая в честь создания Балтийского флота. Установлен 19 декабря 1995 года приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации.
С праздником тех, кто служил на Балтике!
"ПисАть, так же как и пИсать, надо когда уже не можешь терпеть!" - (С) М.М.Жванецкий