Чиновников на местах станет меньше?
На Смоленщине взят курс на создание единых администраций в районах. Хорошо это или плохо?
Сергей МУХАНОВ
Большие события часто поначалу проходят незамеченными.
Полтора месяца назад состоялось судьбоносное, по-другому не скажешь, заседание Президиума Совета муниципальных образований Смоленской области. На заседании было подтверждено принципиальное решение о реформировании системы власти в районах. Администрациям райцентров рекомендовано активизировать работу по объединению с районными администрациями. Идею подобного укрупнения власти подал Совет при губернаторе Смоленской области по развитию местного самоуправления (решение №17 от 7 сентября 2011 года).
Итак, речь идёт о слиянии администраций – районной и райцентра. Ожидается, что такой шаг сделает работу органов власти более слаженной, структуру – более компактной и понятной для граждан, поспособствует сбережению средств районных бюджетов.
Казалось бы, дело хорошее, и муниципальные районы Смоленщины начали работу по объединению. Вот характерное сообщение из Кардымовского района: депутатами райсовета единогласно принято изменение в устав района о передаче полномочий администрации Кардымовского поселения районной администрации.
Однако у идеи объединения нашлись и противники. Вот развёрнутое мнение Юрия БУХАЛОВА, депутата городского Совета города Ярцева:
- Ярцево – один из немногих райцентров Смоленщины, который принял отрицательное решение по поводу объединения районной и городской администраций. Осенью прошлого года эта поправка в устав на голосовании не прошла.
Депутаты нашего горсовета тогда задали представителям департамента по местному самоуправлению несколько вопросов. Первый: какова экономическая целесообразность объединения, насколько сократится численность чиновников? На что нам был дан обескураживающий ответ, что она сократится практически на одного-двух человек, не более того. Парадоксально? Но этому есть логическое объяснение.
Когда в 2006 году возникли городские администрации, то такие подразделения районных администраций, как служба заказчика или отдел ЖКХ, автоматически превращались в городские структуры. Специалисты-коммунальщики практически полным составом перешли во вновь создаваемые городские администрации. Кроме того, им была добавлено множество дополнительных полномочий. Например, сейчас городское поселение реализует 42 полномочия. При этом администрация Ярцева насчитывает всего 28 человек. Вот вам пример всего одного полномочия: организация энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения городского поселения. Представляете, какие это объёмы работы и ответственность?
Если в районной администрации сейчас нет специалистов, которые занимаются ЖКХ, а есть специалисты, которые занимаются образованием, культурой, спортом, молодёжной политикой, то наивно предполагать, что завтра к их прежним обязанностям прибавятся работы по водоснабжению и канализации. Трудовой кодекс не позволит добавлять трудовых функций, оставив прежней заработную плату специалистов. У работников подписаны контракты, в которых перечислены конкретные обязанности. Значит, придётся создавать новый отдел с точно такой же численностью.
Надо помнить, что любые реорганизации парализуют работу органов власти, усложняя жизнь простым гражданам и нарушая их права на беспрепятственное получение муниципальных услуг. У нас на носу зима, к отопительному сезону мы пока не готовы – как можно затевать реорганизацию с переменой юридического лица?!
Ещё очень важный момент. Предлагаемая система формирования районной власти не оставляет горожанам права на местное самоуправление. Почему? Сейчас принята такая система, по которой депутаты районного совета не выбираются, а делегируются, словно сенаторы: от каждого селения – по два депутата. В Ярцевском районе находятся 12 поселений: одно городское и 11 сельских. Представителями города Ярцева в райсовете являются всего два человека, тогда как численность населения составляет 44 тысячи человек, а сельское население района составляет 8 тысяч и представлено 22 депутатами. Депутаты делегируются сельскими советами и горсоветом, избиратели напрямую не влияют на этот процесс, пропорционального представительства нет. Главу администрации, будущей, объединённой, уже назначили без нас. Городские депутаты никак не смогут участвовать в назначении руководителя исполнительной власти района. Мы спрашивали у представителей департамента: будет ли заново назначаться глава районной администрации при слиянии двух структур? Нам сказали: нет, не будет, поскольку тогда будут нарушены трудовые права того человека, который сейчас занимает кресло главы районной администрации, – у него контракт подписан на несколько лет вперёд. Поэтому городские депутаты в ужасе: да, горсовет как структура сохранится, но его депутаты знают, что не будут влиять на ситуацию. Администрация будет одна, но возглавлять её будет человек, фактически неподконтрольный депутатам города Ярцева и даже полностью их игнорирующий, как сейчас. Пока что в качестве контроля предлагается всего лишь ежегодный отчёт главы районной администрации о проделанной работе. Мы никак повлиять на главу не можем – всего лишь принимаем этот отчёт к сведению.
Если какое-то муниципальное образование считает подобное объединение целесообразным, и я вполне допускаю, что оно приемлемо, допустим, в Духовщине, где население пять тысяч человек, а всего в районе – 15, то им необходимо его провести. У них там городское хозяйство не очень большое. Но для крупных городских образований авторы этой идеи должны внятно объяснить, какого экономического эффекта они хотят добиться, или им требуется прежде всего единообразие? В чём тогда смысл местного самоуправления, если предлагается всех причесать под одну гребёнку?!
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Губернатор Алексей ОСТРОВСКИЙ:
- Совет муниципальных образований Смоленской области, который возглавляет Вячеслав Ефимович Балалаев, принял решение об оптимизации управления в районах. Это – сугубо ваше решение, вашего совета, и вместе с тем я прошу учитывать, что мною это решение крайне приветствуется. Я просил бы вас в кратчайшие сроки провести оптимизацию системы управления в ваших районах. Не считаю правильным, когда в районе четыре руководителя – достаточно двух. Те, кто сейчас работает в районной «столице», должны переходить на новые для себя должности в районной администрации, например, в качестве первых замов. Все вопросы я прошу обсуждать в рабочем порядке с начальником департамента по вопросам местного самоуправления Игорем Владимировичем Борисенко.
(Из выступления на видеоселекторном совещании с главами районов 11 июля)
Бухалов Ю.В.
На федеральном уровне инициатором идеи слияния местных администраций была Ленинградская областная Дума, однако на территории этой области нет ни одной (!) объединённой структуры. А ведь могли бы показать пример такого объединения…
И ещё губернатор сам себе противоречит. Считает что чиновников при объединении станет меньше и тут же предлагает пересадить главу администрации города в кресло первого зама главы районной администрации. Вместо четырех руководителей будет не два, а всё равно четыре. Предатель райсовета и глава райадминистрации; председатель горсовета и зам главы районной администрации по городским делам или по ЖКХ. Видно что он пока плавает в вопросах местного самоуправления и "крайне приветствует", то во что не вник как следует.