Через несколько дней композитору Людмиле Алексеевне Лядовой исполнится 92 года.
Из книги Татьяны Кузнецовой "Людмила Лядова - знаменитая и неизвестная".
Людмила Лядова заканчивала пятый курс консерватории блестящим исполнением Третьего концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова. Играла на сцене Свердловской филармонии и Первый концерт Чайковского, мимо которого не проходит ни один концертирующий пианист. Мечта написать свой фортепианный концерт, очевидно, зародилась у неё ещё с тех давних пор. Именно в этой форме композитор может наиболее полно выразить всю гамму своих самых заветных чаяний, стремлений и надежд.
Концерт в основном писался под Москвой, в Доме творчества композиторов в Рузе, куда она часто отправлялась, покинув шумную, беспокойную Москву. А там: "Затопила печку. Идёт дождь. Скука. Буду писать - погода располагает", - пишет она маме.
В июне 1960 года этот фортепианный концерт в авторском исполнении прослушал и дал ему высокую оценку Ван Клиберн, который тоже приехал в Рузу отдыхать и работать. Вспомним, как за два года до этого этот высокий, курчавый, очень трогательный и скромный двадцатитрёхлетний юноша из Техаса произвёл настоящую сенсацию, завоевав первую премию на первом Международном конкурсе им.Чайковского в Москве. Несколько лет Москва буквально бурлила этим событием: не было дня, чтобы о Клиберне где-то не говорили, не писали или не показывали по телевизору. Сам Никита Сергеевич Хрущёв уделял ему повышенное внимание. Одним словом, он представлялся явлением, поистине легендарным.
И вот Лядова встречается с этим легендарным пианистом, с триумфом завоевавшим за два последних года весь музыкальный мир нашей планеты. Людмила Алексеевна подробно описывает в письме к матери эту свою встречу с Ваном Клиберном. Перенесёмся и мы вслед за ней на сорок лет назад, в то далёкое подмосковное лето:
"Здравствуй, дорогая мамочка! ... Я здесь много пишу и рыбу ловлю. Вчера варила уху на костре. Я слушала Вана Клиберна! Потрясающий пианист! Он также приехал сюда отдыхать на 6 дней и заниматься. Здесь коттеджи, расположенные в отдалении друг от друга, со всеми удобствами, инструментом и телефоном. У твоей дочери была с ним встреча. Я играла ему свой фортепианный концерт, и оттого что был карандашный экземпляр концерта, он, сидя со мной рядом, перелистывал его и как профессиональный музыкант меньше следил за музыкой, а больше за моими руками.
Добиться этой встречи было трудно, потому что его осаждали корреспонденты, и переводчица не очень-то подпускала к нему. А я, когда он приехал, набралась смелости, позвонив ей и сказав о том, что хочу поиграть свой концерт и некоторые фортепианные миниатюры. Так как это творческая встреча, она была очень любезна.
Была суббота. Во время ужина в столовой она подошла к столу и познакомила нас. Все, конечно, обратили свои взоры к нашему столу. Я познакомила его с Холминовым и Волковым, случайно сидящими за столом. Она ему по-английски сказала, кто я, он ответил, что завтра, то есть в воскресенье, он не сможет, так как "налетят корреспонденты" и он устанет. Сам он занимается ночью с 12 до 6 утра.
Договорились на понедельник в 12 часов дня. Я сообразила и позвонила Марку Ганкину, чтоб он приехал сделать несколько снимков... Это было 1-го июня, перед его отъездом из Рузы. Но Марк успел нас сфотографировать на природе. Если будут снимки, я пришлю тебе.
Короче: в 12 часов дня я была в 15-й даче, где живёт Ван Клиберн. Не подумай, что я преследовала какую-то цель. Не скрою, что было просто приятно встретиться с таким музыкантом. Я играла, а он перелистывал ноты. ОН настолько обалдел от моих рук, что когда я закончила первую часть концерта, он схватил меня за руку, посмотрел на пальцы и сказал: "Ол райт! Она здорово играет!" И я , как говорят окружающие, действительно "здорово играла". Конечно, перед свиданием я позанималась как следует и даже волновалась на редкость с утра, и плакала.
Потом он попросил меня поиграть ещё что-нибудь. Я играла "Одиночество", ему очень понравилось.
А на фортепианном концерте он оставил свой автограф, написав: "В Вашем исполнении поражает особая выразительность, неповторимая индивидуальность и лёгкость, с которой Вы преодолели весь путь Концерта. Спасибо за Вашу игру для меня. Вы замечательный композитор и пианистка. - Искренне Ван Клиберн".
... Чтобы ожидать такой оценки от такого мызыканта, я считаю, что это сверх хорошо! Но он как пианист следил больше, как я играю. Это вполне естественно. А вообще он сказал: "Я не ожидал, что в Советском Союзе такие женщины!".
Сам он очень добрый, отзывчивый, и как это приятно, что такие люди - скромные. Конечно, эта встреча дала мне много приятных минут. После неё мне захотелось ещё больше работать и писать..."