http://raichev.livejournal.com/?skip=15Говорил бы много, да сосед у порога
Говорил бы много, да сосед у порога
Mar. 18th, 2013 at 11:16 PM
Сфера взаимоотношений России и Белоруссии – одно грандиозное надувательство, грандиозное здание из песка, в строительство которого ежегодно вбухиваются огромные деньги из российского бюджета. Больше десяти лет мы строим это мифическое Союзное государство, при этом от конечной цели с каждым годом неизменно оказываемся все дальше. Но остановиться нельзя: в процесс строительства - который, как известно, куда важнее, чем достижение цели – за эти годы включились тысячи людей, и они уже привыкли ни в чем себе не отказывать.
( Read more...Collapse )
Попытка осмыслить успехи, достигнутые этой армией, в последние годы если и предпринималась, то неизменно оказывалась неудачной: ну, кому это надо? Все при деле, все сыты, довольны, процесс идет. Это то же самое, что мифическое «взаимодействие» у наших чиновников. Спрашиваешь: «Чего вам удалось добиться?», а он отвечает: «Мы налаживаем взаимодействие». То есть результатов нет, взаимодействия – тоже, зато есть процесс налаживания взаимодействия, который длится годами и успешно кормит всех заинтересованных лиц. Вот и здесь так. Чем вы заняты? «Мы строим Союзное государство». А почему результатов нет? «Ну что вы такое говорите! (поучительно) Сначала надо гармонизировать законодательство!». И вот куча народа сидит и гармонизирует. Это очень надежное занятие, поскольку законодательство – оно же развивается, и процесс гармонизации сопровождается не менее энергичным процессом рассогласования, что приводит к необходимости процесса дальнейшей гармонизации… И так далее.
Очевидно, что по доброй воле Россия и Белоруссия единым государством не станут. Не из-за России, которой, как мне кажется, все равно, а из-за Белоруссии. Всякий раз, сталкиваясь со знакомыми, которые вернулись из соседней страны, приходится слышать восторги по поводу того, как там все красиво и ухожено, про «сразу видно – хозяин есть» и так далее. Не буду оспаривать эти впечатления, хотя у меня они другие, но стоит помнить, что от добра добра не ищут. Одно дело – быть маленькой европейской страной, где можно навести порядок и наладить комфортную жизнь, совсем другое – снова стать пограничным регионом огромной России.
Но одно дело – объединяться, другое – говорить об объединении. У нас, например, все знают, что Союзного государства нет из-за президента Лукашенко, хотя именно он и даже, возможно, только он, является автором и главным мотором этой светлой идеи. Именно идеи! Это как коммунизм – никто не знает, что это, и возможен ли он вообще, но были и есть люди, которые силой гонят в него окружающих. Вот и здесь: под соусом союзного строительства Белоруссия получает от России все, что ей нужно, а наши простодушные сограждане, отдохнув в санатории под Могилевом, говорят: «Нам бы такого президента, как Лукашенко!». Притом, что комфорт создан и поддерживается в немалой части за счет российских налогоплательщиков.
Интеграционный процесс – дело хорошее. Строят себе два братских соседских народа общий дом – что тут плохого? Вроде бы все развивается, цветет, пахнет… А для администрации Смоленской области взаимодействие с соседями вообще стало приоритетным направлением работы. Особенно активно оно начало развиваться с конца 2008 года, когда и в России, и в Белоруссии ощутили последствия мирового экономического кризиса. Но если для смоленских чиновников налаживание взаимодействия с белорусами означает все то же привычное ничегонеделание, то белорусы относятся к этому делу куда серьезнее.
Один из главных стереотипов, который прочно укоренился в головах смолян, – будто бы белорусская еда дешевая, вкусная и полезная. Кто это придумал, неизвестно, но два последних определения субъективны, а потому спорны. Что же касается дешевизны, то как раз с 2008 года белорусская еда перестала быть дешевой – помню это очень хорошо, поскольку на каком-то этапе по работе постоянно бывал на выставках белорусских товаропроизводителей в «Молодости», и не заметить этого было просто нельзя. Эти все более частые мероприятия тогда перестали быть ярмарками, куда смоляне когда-то шли в надежде купить продукты подешевле, они даже выставками перестали быть, а превратились в тупые продажи. Белорусам не хватало существующих возможностей для торговли своей продукцией в Смоленске, и они использовали для этого выставки Смоленской торгово-промышленной палаты (которая, по-моему, никаких концептуальных изменений в своей выставочной деятельности так по сей день и не заметила).
И именно с этого времени в Смоленске, как грибы, начали расти магазины с белорусской продукцией – колбасами, косметикой, трикотажем и другими товарами народного потребления, а интеграторы – люди, которые профессионально занимаются созданием Союзного государства – принялись рапортовать о неуклонном росте товарооборота между Смоленской области и Республикой Беларусь. При этом они забывали сообщить, что рост этот – преимущественно односторонний, то есть растут поставки белорусских товаров в Смоленскую область, а вот встречное движение куда скромнее (если вообще есть). Молчат об этом и руководители Смоленской области.
И вот теперь наука в лице доктора географических наук, профессора А.Катровского констатировала, что интеграционные процессы – в том виде, в котором они проходили последние 10 лет – нанесли очевидный и несомненный ущерб экономике Смоленской области. Мелкие предприятия, некогда занимавшиеся переработкой сельскохозяйственной продукции и работавшие исключительно на местный рынок, не выдержали дружеских объятий соседей и прекратили свое существование. Белорусская еда – которая, напомню, сейчас дороже смоленской - воцарилась на смоленских прилавках, при этом соседи открывают в Смоленске маленькие магазины шаговой доступности и потому успешно конкурируют с супермаркетами, торгующими аналогичной российской продукцией – людям порой проще купить что-то в двух шагах от дома, чем тащиться в «Магнит».
В нашем городе – вот повод для гордости! - теперь производятся трактора «Беларус», зато проект российского супертрактора, который хотели выпускать в Сафонове, благополучно накрылся, и все знают, что произошло это по вине белорусских партнеров проекта. Накрылся, не исключено, только потому, что кто-то решил создавать эту грандиозную машину на базе МТЗ, хотя подходил вроде бы и «Кировец».
В мае прошлого года Смоленский городской Совет выделил из нищего муниципального бюджета, где почти ни на что действительно важное для города денег нет, больше 12 миллионов рублей на приобретение дробилки для деревьев и машины для пересаживания деревьев вместе с грунтом. Необходимость приобретения второго агрегата белорусского производства горячо отстаивал главный архитектор нашего несчастного города Б.Ляденко: она, мол, Смоленску позарез нужна, хватит, мол, прутики высаживать! Я даже не интересуюсь, где та машина, и видел ли ее кто-нибудь, мне до сих пор интересно, с чего бы это Б.Ляденко ради нее так стараться? Где главный архитектор, а где – деревья и кладбища, на которых планировалось использовать эту чудо-технику? Но Б.Ляденко приехал к нам в город из Витебска (у мэра В.Халецкого, насколько я помню, было немало проблем с трудоустройством и натурализацией этого специалиста, и все они зачем-то были преодолены), и мне думается, что его титанические усилия, направленные на обеспечение смоленских предприятий белорусскими машинами за счет муниципального бюджета – не что иное, как отражение его любви к малой родине. Интересно, много ли земляков Б.Ляденко работает в органах государственной и муниципальной власти Смоленской области?
Что у нас точно есть, так это отделение посольства Республики Беларусь в Смоленске, и оно проявляет заметную активность в том же направлении. Его руководитель Н.Куцко – участник всех экономических мероприятий в Смоленской области, он бывает даже на совещаниях в Доме Советов, где вообще не упоминается Республика Беларусь, его знают, похоже, на всех предприятиях региона. У меня складывается впечатление, что за проверенной и достоверной информацией об экономическом потенциале Смоленщины сейчас правильнее обращаться не в областной департамент экономического развития, а в пристройку к жилому дому на улице Бакунина. Не нужно удивляться, что товарооборот растет: Н.Куцко, его аппарат, его земляки – люди целеустремленные, перед ними поставлена задача, и они стараются ее решить. Никуда, кроме России, продать продукцию белорусских предприятий невозможно. При этом в отличие от приграничных районов Смоленской области, в Белоруссии нельзя закрыть предприятие просто потому, что оно выпускает неконкурентоспособную продукцию. Если рынка сбыта нет, его создают – с помощью пресс-туров all inclusive в Белоруссию, хлебосольных банкетов, путем распространения мифов о вкусной, полезной и дешевой белорусской еде, в рамках строительства Союзного государства и так далее.
При этом есть ведь сферы, где белорусы для смолян фактически незаменимы, ирония в том, что именно к этой деятельности их и не подпустили. В 2008-09 годах, еще до утверждения плана мероприятий по подготовке к 1150-летию Смоленска, всерьез рассматривалась идея привлечения белорусских дорожников к ремонту и реконструкции уличной сети в областном центре. Они соглашались работать на субподряде по ценам, которые в России считают неприличными, и года за три даже и без привлечения масштабных ресурсов федерального бюджета или нынешнего немыслимого дорожного фонда можно было бы привести наши улицы в то состояние, которым так восторгаются смоленские автомобилисты, оказавшиеся в Белоруссии. Не получилось. Готовилась покупка Смоленска ФПГ, и главный федеральный инспектор Н.Рудак вместе с председателем облдумы А.Мишневым легли костьми и не допустили прихода соседских дорожников на Смоленщину. Итог известен: дорог в Смоленске как не было, так и нет.
Именно белорусы могли бы обустроить нам Днепр. Во-первых, во всех белорусских городах на Днепре, даже маленьких, есть набережные, все они разумно и современно устроены, а главное, недорого стоят, там накоплен большой опыт их использования, развито судоходство... В общем, нам есть, чему поучиться в этой сфере. Смоленские чиновники съездили, посмотрели, оценили… и взялись воплощать совершенно непригодный для Днепра петербургский проект. Именно белорусы могли бы заняться очисткой русла Днепра, при этом вся их техника пришла бы из Могилева вверх по реке и заодно бесплатно очистила бы русло ниже Смоленска. Пока не получилось: в конкурсе признали победителем тверскую фирму, которая вроде бы построила несколько детских садиков, но не имеет ни малейшего опыта расчистки русла рек. Правда, специалисты именно этой фирмы знают, где раздобыть сказочную сталь, способную растягиваться на 25 процентов… Спасибо, ФАС остановила, так что будет еще один конкурс.
Интересно получается, да? Там, где приход белорусов грозит разорением смоленским производителям, для них горит зеленый свет. Там, где только они и способны сделать что-то путное, им зажигают красный. Словно враг какой-то у нас действует…