Гусли - древнейший музыкальный
инструмент. Тысячелетия истории
человечества скрыли от нас и возраст и
место их рождения. В разных странах и у
разных народов этот инструмент назывался
по-разному. У славян же, название этого
инструмента, как мне думается, связан со
звучанием тетивы. Той самой тетивы,
которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука
называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из
гипотез возникновения названия
инструмента. А приставив к струне полый
сосуд - получим примитивный музыкальный
инструмент. Итак: струны и резонатор,
усиливающий их звучание - основной
принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, "Повести о
белоризце человеке и монашестве",
миниатюрист изобразил в буквице "Д"
фигуру царя (возможно псалмопевца
Давида), играющего на гуслях. Их форма
соответствует инструменту, бытовавшему в
те времена на Руси. Это, так называемые
"шлемовидные" гусли. Форма их корпуса
действительно, напоминает шлем. В
дальнейшем форма плоской резонаторой
коробки менялась. Появились гусли
трапецивидной формы. Уменьшилось
количество струн на инструменте, -
изменилась и форма корпуса. Так появились
гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на
гуслях царей Византии. В те далекие времена
гусли делались из долбленой сухой доски
ели или клена. Клен "Явор" особенно любим
у музыкальных дел мастеров. Отсюда
происходит и название гуслей -
"Яровчатые". А как только струны стали
тянуть из металла, гусли зазвенели и стали
называться "звончатыми".
Судьба этого инструмента надолго связалась
с народной песенной и эпической
традицией. Мастера - умельцы столетиями
передавали секреты изготовления гуслей.
Гусельные наигрыши, песни певцов, были
любимы и народом и царями. Но часто
народные певцы нелестно пели о властях.
..О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет,
позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да
цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно
звучит это слово), или , как их
пренебрежительно стали называть гусляров -
сослужили недобрую службу в судьбе
инструмента. Интерес к его
совершенствованию не был таким, каким он
был в судьбе скрипки. Но время изменяло
этот древний инструмент. Его конструкция,
форма корпуса, технология обработки
дерева, лаки, декоративная отделка - все это
уже давно вывело гусли из разряда
архаичного, чисто народнго инструмента,
превратив его в сценический
профессиональный инструмент, с
богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных
инструментов имеет в своем составе гусли
щипковые - столовидные и гусли
клавишнве. Звучание этих инструментов
придает оркестру неповторимый колорит
древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно
вырос. Появились современные гусляры -
сказители, задавшиеся целью воссоздания
древней традиции как игры на гуслях, так и
пения под гусли. Наряду с щипковыми
гуслями трех видов, основным приемом
игры на которых является щипок и брцание,
появились и гусли клавишные. Механика,
установленная на них, при нажатии на
клавиши открывет струны, и дает
возможность выбрать нужный аккорд. Это
заметно упрощает игру на гуслях как на
аккомпонирующем инструменте.
К большому сожалению, при желании
приобрести инструмнт, приходится говорить
о маленьких мастерских в России где
отдельными экземплярами очень редко
делаются гусли. В целом мире, как мне
кажется, нет ни единой фабрики, где
выпускался бы этот уникальный инструмент.
Деньги идут на что угодно: на буйные
развлечения, войны, удовольствия...
Отвлечение средств по изготовлению хотя-
бы одной боевой ракеты класса "земля -
воздух", с лихвой хватило бы на
строительство маленькой музыкальной
фабрики. Как все это печально и больно
осознавать сегодня. Но... гусли звучат и
будут звучать вечно!