Автор Тема: А знаете ли вы, что ... .  (Прочитано 34066 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #240 : 30 Апреля 2016, 23:23:36 »
22 февраля 1764 года ЕКАТЕРИНА II подписала указ о принятии собрания картин старых мастеров берлинского купца ГОЦКОВСКОГО в зачет его долга русскому правительству, положив тем самым начало знаменитой коллекции Эрмитажа.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #241 : 30 Апреля 2016, 23:30:35 »
11 октября 1783 года учреждена Российская академия, президентом академии назначена княгиня Екатерина Романовна Дашкова.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #242 : 30 Апреля 2016, 23:32:21 »
3 октября 1782 г.(233 года назад)
Екатерина II учредила орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #243 : 30 Апреля 2016, 23:35:40 »
12 сентября - Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского (1724)
В этот день отмечается большой праздник — перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, заступника земли русской. В памяти потомков навсегда останутся два великих сражения князя, в которых он одержал победу: Невская битва 1240 года и Ледовое побоище на Чудском озере в 1242 году.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #244 : 30 Апреля 2016, 23:37:02 »
7 сентября 1812 г. 203 года назад Состоялось Бородинское сражение во время Отечественной войны 1812 года.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #245 : 02 Мая 2016, 07:26:07 »
Первый вариант текста "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" 1906 года, муз. И. Шатров, сл. С. Скиталец:

Страшно вокруг,
И ветер на сопках рыдает
Порой из-за туч выплывает луна,
Могилы солдат освещает.

Белеют кресты
Далёких героев прекрасных.
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных.

Средь будничной тьмы,
Житейской обыденной прозы,
Забыть до сих пор мы не можем войны,
И льются горючия слезы.

Плачет отец,
Плачет жена молодая,
Плачет вся Русь, как один человек,
Злой рок судьбы проклиная.

Так слёзы бегут
Как волны далёкого моря,
И сердце терзает тоска и печаль
И бездна великого горя!

Героев тела
Давно уж в могилах истлели,
А мы им последний не отдали долг
И вечную память не спели.

Мир вашей душе!
Вы погибли за Русь, за Отчизну.
Но верьте ещё мы за вас отомстим
И справим кровавую тризну!

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #246 : 02 Мая 2016, 07:28:50 »
Гусли - древнейший музыкальный
инструмент. Тысячелетия истории
человечества скрыли от нас и возраст и
место их рождения. В разных странах и у
разных народов этот инструмент назывался
по-разному. У славян же, название этого
инструмента, как мне думается, связан со
звучанием тетивы. Той самой тетивы,
которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука
называлась иначе - "гусла". Вот Вам одна из
гипотез возникновения названия
инструмента. А приставив к струне полый
сосуд - получим примитивный музыкальный
инструмент. Итак: струны и резонатор,
усиливающий их звучание - основной
принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, "Повести о
белоризце человеке и монашестве",
миниатюрист изобразил в буквице "Д"
фигуру царя (возможно псалмопевца
Давида), играющего на гуслях. Их форма
соответствует инструменту, бытовавшему в
те времена на Руси. Это, так называемые
"шлемовидные" гусли. Форма их корпуса
действительно, напоминает шлем. В
дальнейшем форма плоской резонаторой
коробки менялась. Появились гусли
трапецивидной формы. Уменьшилось
количество струн на инструменте, -
изменилась и форма корпуса. Так появились
гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на
гуслях царей Византии. В те далекие времена
гусли делались из долбленой сухой доски
ели или клена. Клен "Явор" особенно любим
у музыкальных дел мастеров. Отсюда
происходит и название гуслей -
"Яровчатые". А как только струны стали
тянуть из металла, гусли зазвенели и стали
называться "звончатыми".
Судьба этого инструмента надолго связалась
с народной песенной и эпической
традицией. Мастера - умельцы столетиями
передавали секреты изготовления гуслей.
Гусельные наигрыши, песни певцов, были
любимы и народом и царями. Но часто
народные певцы нелестно пели о властях.
..О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет,
позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да
цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно
звучит это слово), или , как их
пренебрежительно стали называть гусляров -
сослужили недобрую службу в судьбе
инструмента. Интерес к его
совершенствованию не был таким, каким он
был в судьбе скрипки. Но время изменяло
этот древний инструмент. Его конструкция,
форма корпуса, технология обработки
дерева, лаки, декоративная отделка - все это
уже давно вывело гусли из разряда
архаичного, чисто народнго инструмента,
превратив его в сценический
профессиональный инструмент, с
богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных
инструментов имеет в своем составе гусли
щипковые - столовидные и гусли
клавишнве. Звучание этих инструментов
придает оркестру неповторимый колорит
древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно
вырос. Появились современные гусляры -
сказители, задавшиеся целью воссоздания
древней традиции как игры на гуслях, так и
пения под гусли. Наряду с щипковыми
гуслями трех видов, основным приемом
игры на которых является щипок и брцание,
появились и гусли клавишные. Механика,
установленная на них, при нажатии на
клавиши открывет струны, и дает
возможность выбрать нужный аккорд. Это
заметно упрощает игру на гуслях как на
аккомпонирующем инструменте.
К большому сожалению, при желании
приобрести инструмнт, приходится говорить
о маленьких мастерских в России где
отдельными экземплярами очень редко
делаются гусли. В целом мире, как мне
кажется, нет ни единой фабрики, где
выпускался бы этот уникальный инструмент.
Деньги идут на что угодно: на буйные
развлечения, войны, удовольствия...
Отвлечение средств по изготовлению хотя-
бы одной боевой ракеты класса "земля -
воздух", с лихвой хватило бы на
строительство маленькой музыкальной
фабрики. Как все это печально и больно
осознавать сегодня. Но... гусли звучат и
будут звучать вечно!

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #247 : 02 Мая 2016, 07:33:32 »
20 апреля 1901 г. (114 лет назад)
Был торжественно открыт Большой зал Московской консерватории

был
 торжественно открыт Большой зал Московской консерватории. В честь
открытия был дан концерт, первым номером которого была увертюра к опере
«Руслан и Людмила» Глинки.
Большой зал консерватории был построен
вместе с новым зданием Московской консерватории в 1895-1901 годах по
проекту архитектора Загорского. Соавторами архитектора стали художник
Бондаревский и скульптор Аладьин.
Большой зал
консерватории с самого начала задумывался как подлинный храм музыки. Его
 вестибюль выполнен в духе античного храма. У ворот храма посетителя
встречают фигуры амазонок – копии греческих статуй Кресилая и Фидия,
которые некогда украшали знаменитый храм Артемиды в Эфесе.
Концертный
 зал выдержан в светлых, теплых тонах и украшен белыми пилястрами.
Лепной декор зала, изображающий эмблему музыки – лиру и скрещенные
трубы, выполнил скульптор Аладьин. А в его стенах под громадными окнами
размещены 14 овальных, обвитых декоративными лаврами портретов великих
композиторов. Их выполнил живописец Бондаревский.
Главное достоинство
 зала – его превосходная акустика. На эстраде установлен один из
крупнейших в мире органов, который специально заказал в Париже
железнодорожный предприниматель фон Дервиз.
Уже в первые годы
существования Большого зала в нем выступали замечательные русские
музыканты и певцы – С.Рахманинов, А.Скрябин, А.Зилоти, Н.Метнер,
К.Игумнов, А.Гольденвейзер, Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов.
Выступления прославленных музыкантов превратили его в международный
центр высокого искусства.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #248 : 02 Мая 2016, 07:45:49 »
Российская общественно-политическая газета, выходившая в Москве с 1863 по март 1918 года. Выпускалась до 1868 года 3 раза в неделю, а затем - ежедневно.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #249 : 06 Мая 2016, 01:05:25 »
Когда в 1881 г. был убит император Александр II, о. Иоанн предложил увековечить его память постройкой при Андреевском попечительстве Дома трудолюбия.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #250 : 06 Мая 2016, 01:06:00 »
Алексей Иванович Абрикосов - российский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века кондитерскую фабрику «Товарищества А. И. Абрикосова Сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учётного Банка, действительный статский советник.

А. И. Абрикосов - внук кондитера Степана Николаева, основателя династии, приехавшего в Москву на заработки в возрасте 64 лет; его потомки приняли фамилию Абрикосовы. Алексей Иванович обучался, но не закончил курс Практической академии коммерческих наук, впоследствии в течение всей жизни жертвовал на развитие Академии. Работал по найму, с 1847 - самостоятельный предприниматель. В 1849 году женился на Агриппине Александровне Мусатовой, дочери московского парфюмерного и кондитерского фабриканта. Пять тысяч рублей приданого послужили начальным капиталом кондитерского предприятия Абрикосова. Алексей Иванович и Агриппина Александровна имели 22 детей — 10 сыновей и 12 дочерей, 17 из них дожили до преклонного возраста.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #251 : 06 Мая 2016, 01:07:47 »
Па́вел Миха́йлович Третьяко́в (15 [27] декабря 1832 года, Москва — 4 [16] декабря 1898 года, Москва) — российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Павел Михайлович Третьяков, известный меценат, предпринимателя, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.Павел Третьяков родился в Москве в семье торговца льняным полотном. Через два года у него родился брат Сергей. Братья с детства были приучены к работе и выполняли поручения в лавке отца наравне с другими работниками. Оба получили хорошее домашнее образование. В 1850 году после смерти отца Павел и Сергей стали наследниками его льняного производства, открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров, а затем по завещанию отца основали прядильную фабрику в Костроме, ставшую вскоре крупнейшей в Европе.В 1950-х годах П. Третьяков начинает собирать коллекцию русского искусства. Первые приобретенные им работы: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. После им были приобретены картины А. К. Саврасова, И. П. Трутнева, Л. Ф. Лагорио, Ф. А. Бруни и других мастеров. Практически сразу он решил передать свое собрание городу, о чем говорилось в его завещании, составленном в 1860 году. Очень высоко Павел ценил творчество художника В. Перова, всячески поддерживал его, заказывал ему портреты, также он помогал и другим художникам, например, К. Флавицкому, Ф. Бронникову.Для собранной коллекции в 1874 году Павел построил специальное здание – галерею, открывшуюся для всеобщего обозрения в 1881 году. На следующий год Павел Третьяков передал всю свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».Павел вместе с братом был попечителем Арнольдовского училища глухонемых детей. Он  приобрел большой каменный дом с садом для ста пятидесяти воспитанников, мальчиков и девочек, и все материальное обеспечение взял на себя, но это было известно немногим. Еще он делал пожертвования семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецких войн.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #252 : 06 Мая 2016, 01:12:12 »
Павел Михайлович Третьяков с женой Верой Николаевной Третьяковой (урожд. Мамонтовой) 1890-1891 гг

Мемориальная комната С.М.Третьякова в Третьяковской галерее. Экспозиция 1898 г

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #253 : 06 Мая 2016, 01:14:40 »
Са́вва Тимофе́евич Моро́зов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 13 (26) мая 1905, Канны, Франция) — русский предприниматель и меценат.
Савва Морозов (младший). Его отец Савва Морозов (старший) был крепостным у Рюминых, но своим трудолюбием, невероятной трудоспособностью и упорством за огромные деньги выкупил от дворян Рюминых «вольную» и добился зачисления в купцы I гильдии. Еще через 20 лет он и его семья стали почетными гражданами и получили свой дом в Москве. Крупней фирмой Морозовых стала Никольская мануфактура. Савва Морозов (младший) закончил химическое отделение Московского Императорского Университета, затем изучал химию в Кембридже и в то же время знакомился, как организовано текстильное дело на английских фабриках. В 1886 году он стал директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». На Руси ходили легенды о невиданном богатстве Морозовых, но сам Савва Тимофеевич (мл.) был непритязателен и скромен в быту, хотя в его новом особняке на Спиридоньевке устраивались шикарные приемы и балы. Там можно было увидеть Шаляпина, Боткина, Мамонтова, Чехова, Книппер-Чехову, Горького, Станиславского и многих известных лиц того времени.
Савва Морозов много занимался благотворительностью, жертвовал деньги на строительство больниц, приютов, культурных заведений, был почётным членом Общества пособия нуждающимся студентам Московского университета. С. Морозов оказал колоссальную помощь МХТ. В 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, постоянно вносил денежные средства на строительство и развитие Художественного театра, некоторое время заведовал его финансовой частью, также был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации театра и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке. Как сказал ему самому К. Станиславский: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
А знаете ли вы, что ... .
« Ответ #254 : 06 Мая 2016, 01:29:49 »
5 мая 1764 г. (252 года назад)
В Петербурге по указу императрицы Екатерины II основан Смольный институт благородных девиц