4 ноября - День забывчивости?
Сегодня в 9:33монтер1141461
Теги: праздники, история, петр первый
Новость на Newsland: 4 ноября - День забывчивости?
Почему на самом деле мы так мало знаем о сути праздника 4 ноября
Неудачно как-то складываются судьбы постсоветских праздников. Ну вот, скажем, 12 июня. Несколько лет все были свято уверены, что отмечаем День независимости, пока не спохватились: да ведь колонией-то Россия никогда не была. Какой же тогда День независимости? От кого? Стали праздновать День России. Вот так - коротко и ясно. День России, и все тут. Понимай, как знаешь. Все всё поняли. Лето, выходной. Шашлыки. День России.
Или 4 ноября. День народного единства. Кого? С кем? Тех, кто народ, с теми, кто не народ, что ли? А где тогда граница? По Садовому кольцу? По рублевским заборам? А как именно это единство должно выглядеть, если у тех, кто с той стороны заборов, - деньги на Кипре, дома в Испании, дети в Англии, а про народ и про единство им в лучшем случае что-то репетиторы по литературе перед поступлением рассказывали.
Между тем, как ни странно, именно 4 ноября должно быть главным российским праздником. Наравне с 9 мая. Днем, напоминающим о том, что привычные большинству из нас с детства матрицы «в России всегда так», «от нас ничего не зависит», «мы люди маленькие, опять начальство что-то там чудит» - это ложь. И четыреста лет назад нам доказали, что это ложь. Доказал маленький человек, молодший посадский староста Козьма Минин, который не думал о том, что не по чину ему спасение отечества.
И о том, что ничего от него не зависит. Напротив, он знал, как именно противостоять оккупантам - самому мощному и сильному европейскому государству того времени. И собственной продажной элите, которая думала тогда отнюдь не о народном единстве, а о сохранении личного благополучия. О получении шляхетства за предательство. Четкая, прозрачная и продуманная система спасения национальных интересов появилась в ситуации, когда о русском государстве говорили в уже прошедшем времени. Но о том, как именно и в какой ситуации государство и нация были спасены, даже в российских школьных учебниках в лучшем случае два слова. От главного события последних четырехсот лет оставили смутную и невразумительную канву. Ну был какой-то сбор денег (причем вроде как грозились жен и детей заложить, значит, опять Россия-матушка своими природными ресурсами воспользовалась), ну были в Кремле какие-то поляки, ну выгнали их... Чего ж тут праздновать? Но при этом почему-то никто не задается простыми вопросами: а как именно удалось эти деньги, колоссальные по тем временам, не только собрать, но и не разворовать, потратить именно на то, на что и планировалось? Почему первое ополчение провалилось, а второе, мининское, - нет? Почему после ТАКОЙ победы портретов Минина нет на денежных купюрах, его именем не названа ни одна улица спасенной российской столицы, почему биография самого известного народного исторического персонажа толком неизвестна никому? Да все просто. Уж слишком явные возникают исторические параллели. И слишком неудобные. Ведь Минин делал то, что было выгодно таким, как он: людям, считающим Россию своим домом, а не нанятым на одну ночь мотелем. Купцам, торговцам, посадским людям. Тем самым, кого мы сейчас бы назвали средним классом. Он знал, что делать, как делать, и у него хватило политической воли довести свои планы до конца. Этот человек не крал. Потому что занимался не политикой. Это была его жизнь. Его деньги были не в заграничных проектах - значит, развал государства бил по его личному благополучию. Его сын находился не за границей, а в Нижнем, значит, организовать отпор оккупантам значило обеспечить безопасность своей семьи. Его дом находился в России - значит, случись что, уезжать некуда. Надо защищать свое, здесь и сейчас. Ну и как теперь, скажите, должны относиться к празднику те, кто больше интересуется финансовым законодательством оффшоров, образовательной системой Англии и ценами на недвижимость на Лазурном берегу? Правильно: если нельзя замазать, надо превратить в такого ноябрьского дед-мороза дурачка. Рванул, мол, мужик на себе рубаху, поднял дубину народной войны и отходил этой дубиной просвещенную Европу, которая соблаговолила наш Кремль посетить. Был бы с дубиной поаккуратнее, не пришлось бы нам сейчас отношения с Евросоюзом выстраивать и визы себе и детям выбивать. В Отечественную о нем вспомнили, так снова на танках через границу вперлись (замостив всю дорогу трупами, знамо дело), законно избранного немецкого канцлера до самоубийства довели, а ведь могли бы сейчас баварское пиво пить. В общем, неудобный какойто герой получается. Вроде и народный, и правильный... Но....
Лучше цветочки к памятнику Мартоса раз в год положить, да и забыть о нем с чистой совестью. Тем более что и памятник, слава Богу, вообще непонятно кому - то ли русским воинам, то ли гладиаторам каким-то. Но для всех остальных - тех, кому отступать некуда, - в День народного единства самое правильное хотя бы проявить любопытство. К своей истории. К тому, как все было на самом деле? И кому выгодно уверить нас в том, что от нас ничего не зависит, в деревне Гадюкино ВСЕГДА дожди, и даже если захотим, как лучше, получится, как всегда? Может, после любопытства и план действий появится. Тем более что примеры реализации таких планов в нашей истории есть. Надо только несколько подкорректировать под современные реалии.
Вера Кузьмина
Источник: odnako.org