Автор Тема: О поэте-песеннике Алексее Фатьянове  (Прочитано 25044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #15 : 24 Июля 2015, 23:05:41 »
                                 
                                                                      Из книги Татьяны Дашкевич  "Фатьянов"

    "Фильм  "Свадьба с приданым"  вышел на широкий экран в 1953 году.   Но прежде шел спектакль по одноименной пьесе Н. Дьяконова.
 
    В 1949 году драматург Н. Дьяконов предложил пьесу театру Сатиры.   Режиссер Борис Равенских увидел в ней музыкальный спектакль.   Скоро начались репетиции.  На главную роль была утверждена молоденькая, двадцатитрехлетняя Вера Васильева.   Владимир Ушаков, тоже молодой актер, должен был сыграть её жениха.

   Так получилось, что песенные номера были уже введены, но самих песен ещё не было.   Борис Равенских заказал музыку Николаю Будашкину.   Широко известный композитор, виртуозный музыкант-баянист, он сочинял для хоров и народных инструментов.   Режиссер видел в спектакле колхозные вечеринки, гармонику, пляску...   Но та музыка, что написал Будашкин, для песен оказалась неподходящей.   Тогда Борис Равенских обратился к композитору Борису Мокроусову.

    Борис Андреевич Мокроусов попросил поработать с ним Алексея Фатьянова.   Оркестровая музыка, которую он написал к спектаклю, мало подходила для сцены деревенских танцев, но сразу "брала" слушателя.   Фатьянов прочел пьесу, выслушал музыку....   И вскоре предложил три подходящих текста.   Так были сложены замечательные песни к спектаклю "Свадьба с приданым":  "Зацветает степь лесами",  "На крылечке твоем" и  куплеты Коли Курочкина "Хвастать, милая, не стану..."

    В театр Сатиры они пришли с морозца и, на бегу снимая пальто, направились прямиком на сцену.   Как некая рябь по воде, прошел среди артистов шепоток о том, что это - то, чего они давно ждут.   Борис Равенских сверился с часами и таинственно улыбнулся.   Два рослых красивых человека прошли к роялю.  Борис Мокроусов сделал проигрыш, во время которого Алексей Фатьянов уже смотрел на зрителей деревенским гоголем - лукаво, добродушно и надменно...

                                                                                             Хвастать,милая, не стану-
                                                                                             Знаю сам, что говорю.
                                                                                             С неба звездочку достану
                                                                                             И на память подарю.
                                                                                             Обо мне все люди скажут:
                                                                                             Сердцем чист и не спесив...
                                                                                             Или я в масштабах ваших
                                                                                             Недостаточно красив?

     Актеры замерли - пьеса обретала лицо и оно было лицом Курочкина - Доронина, а никак не наоборот!   Герои и персонажи оживали.  Куплеты Курочкина все слушали трижды и повторяли бы ещё, да нужно было исполнить две оставшиеся песни.   По три раза слушали  и  "На крылечке твоем", и "Зацветает степь лесами".

     Виталий Доронин - незабываемый, редкий актер русской чеховской школы - поздравлял и благодарил соавторов за удачу.   Он поклонился Фатьянову с Мокроусовым:
- Вот это - прямое попадание! - Голос его, который запомнили навсегда миллионы людей, таял от сердечных чувств.  -Какие же вы!...   Вы титаны!

     Виталий Доронин вскоре после этого спектакля получил Государственную премию СССР за театральную работу.   Вера Васильева стала кинозвездой, её красота входила в эталоны.   "Улыбка, как у Веры Васильевой", "глаза, как у Веры Васильевой", "фигура, как у Васильевой" - звучало наивысшей похвалой женской внешности.   Владимир Ушаков повторил судьбу своего киногероя, став женихом, а следом - и мужем этой красивейшей женщины страны.   Он не сделался знаменитым актером, не получил премий и наград, но этот брак был для него выше всяческих поощрений".

                                                              http://www.youtube.com/watch?v=UzpQbxHhen4   -   "Куплены Курочкина"

                                                              http://www.youtube.com/watch?v=kKS77fIJp7c      -   "На крылечке твоем"


  Завтра, 25 июля, в Вязниках на солнечной поляночке в 42-й раз пройдет Всероссийский фатьяновский фестиваль поэзии и песни.

                 http://vyazniki.ru/2015/07/23/solnechnaja_poljanochka_v_ozhidanii_lva_leshhenko_i_drugikh_gostejj_fatjanovskogo_prazdnika.html



« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 16:28:34 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #16 : 27 Июля 2015, 12:48:34 »
                                                                         

                                                                            Вязники, 25 июля 2015 года.  На снимках:                                                                                                             

                                                               1.  На центральной площади города.

                                                               2.  На площадке перед  Домом культуры и гостиницей  до начала праздника
                                                                    проходит выставка-ярмарка мастеров художественных промыслов (фатьяновская
                                                                    площадка находится позади этих зданий в городском саду, на высоком берегу
                                                                    реки Клязьмы).

                                                               3.  Всероссийский праздник поэзии и песни на фатьяновской  "солнечной поляночке".
                                           
« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 16:34:36 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #17 : 30 Июля 2015, 18:56:05 »
                                           


                                        Статья из газеты  "Советская Россия"  о 42-м всероссийском празднике поэзии и песни

                                                                 http://www.sovross.ru/articles/1254/21888


« Последнее редактирование: 14 Августа 2017, 11:40:27 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #18 : 20 Августа 2015, 09:17:37 »


                                      42-й   Фатьяновский фестиваль поэзии и песни
/часть 1/

                                                                      http://www.youtube.com/watch?v=ccdF6t-cDas


« Последнее редактирование: 02 Ноября 2016, 12:18:07 от Алла Васильевна »

Агния

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #19 : 14 Ноября 2015, 15:53:18 »

         Вот ещё фотографии.
Здравствуйте Алла! А Вы не подскажите, где можно найти эту книгу?

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #20 : 15 Ноября 2015, 08:22:25 »

 
   Книга была написана владимирским писателем Николаем Лалакиным в 1999 году к  80-летию А.И.Фатьянова, тираж - всего 1000 экземпляров.  Её распространяла на творческом вечере в ЦДКЖ в Москве  Галина Николаевна Фатьянова вместе с сыном - Никитой Фатьяновым.  Думаю, что сейчас эту книгу уже не найти нигде.



Агния

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #21 : 15 Ноября 2015, 10:23:06 »
Жаль :(

UB

  • Администратор
  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 6952
  • Пол: Мужской
  • E-mail: perevoz2003@mail.ru
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #22 : 15 Ноября 2015, 11:34:37 »
А в интернете её можно скачать где ни будь?

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #23 : 15 Ноября 2015, 12:49:51 »
   

     В интернете я эту книгу не нашла.    А отрывки из неё я постараюсь здесь иногда печатать.


« Последнее редактирование: 02 Ноября 2016, 12:18:32 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #24 : 21 Ноября 2015, 10:55:17 »
       
                                                                     
                                                                                ИЗ  КНИГИ   "С  ЛЮБОВЬЮ  ВСТРЕТИЛСЯ  СВОЕЙ".

    Выдающийся русский поэт Алексей Иванович Фатьянов родился в тихом клязьминском городке Вязники, на его окраине - в Малом Петрине.   Его босоногие годы прошли на берегах реки, до того полной очарования, что так и тянет каждому познавшему ее то ли словом, то ли кистью выразить свой восторг.   Известно, с какой любовью относился Алексей Фатьянов к своей реке.   Некоторые, знавшие его, вспоминали, как он в трудные "немые"  дни, когда не писалось, почти молитвенно обращался к ней: "Эх, Клязьма-речка, подскажи словечко".
    По выражению самого близкого его друга, писателя-земляка Сергея Константиновича Никитина, "...река, вблизи которой вырос человек, накладывает своеобразный отпечаток на его характер.  Даже глаза щурят по-разному волжане и дончаки, днепровцы и уральцы, клязьминцы и деснинцы.   А если говорить о Клязьме, то я сказал бы, что она вплетает в характер человека какую-то лирико-меланхолическую жилку, начинающую нежно вибрировать от соприкосновения с природой".
    Стремясь докопаться до корней, понять истоки вдохновения этих светлых талантов, творцов слова Сергея Никитина и Алексея Фатьянова, я дважды организовывал литературно-краеведческие экспедиции  "Меж лесных берегов", пройдя со своими товарищами на весельных лодках по Клязьме от Владимира до Гороховца.   Слившись с рекой, став ее движущей частицей, мы жили жизнью берегов.
     Сколько нам подарили словечек и метких  "выраженьиц"  местные жители!   Вспоминалось никитинское - "счастье - это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе", фатьяновское:
                                                                                                  А сегодня и солнце высоко,
                                                                                                                          И малиновый вечер хорош.
                                                                                                                          Наливаются яблоки соком
                                                                                                                          И, как море, волнуется рожь.

    Или когда мы с врачом экспедиции Сергеем Пушницей, доверившись тропинке, шли от береговой сосновой корабельной рощицы мстерским пойменным лугом, в памяти сами собой всплывали строчки поэта:
                                                                                                  Хороши в лугах травы росные,
                                                                                                                          Хороши в садах вишни рослые.
                                                                                                                          А как белый цвет станет ягодой,
                                                                                                                          Я пойду к реке полем-пахотой.
                                                                                                                          Наберу в кустах я смородины,
                                                                                                                          Поклонюсь тебе, чудо-Родина.


    Эти и другие слова обожаемых литераторов воспринимались как реальные и действительные и были прочувствованы нами во всей их полноте.  Мне казалось в эти счастливые дни, да что там казалось - так и было на самом деле, что я живу теми же ощущениями, мыслями и даже творческими озарениями, какие испытывали, будучи в родных местах, наши признанные лирики-земляки.   А если еще ко всему добавить, что я тоже клязьминец - родился и вырос в Орехово-Зуеве, долгие годы живу во Владимире на Клязьме, то тогда, полагаю, читатель поверит, что автор этих строк где-то приблизился к святой тайне тайн их творческой лаборатории, если так можно выразиться.   По крайней мере, стало многое понятным в их отношениях, в их дружбе-спайке, о которой сложены легенды.   Они доверяли друг другу самое сокровенное, о чем нельзя поведать никому, даже самым близким в жизни людям: родителям, жене, детям...   Хотя, если со стороны посмотреть, то друзья различались, и по внешности, и по характерам.
   Эмоциональный, порой взрывной, прямо-таки русский гренадер Алексей Фатьянов был ростом на голову выше любившего больше слушать, чем говорить, галантного Сергея Никитина.   Но внутренне их богатые творческие натуры сошлись и спаялись.   И главным, я считаю, в этой не разлей вода дружбе - неизменная, возрастающая с каждым годом жизни их любовь к родимой сторонушке - "володимирской" земле, ее древней истории, природе, памятникам белокаменным и, конечно, к своим неподражаемым землякам.  Не случайно столько проникновенных строк, сыновьих поклонов отдано отчему краю в их произведениях.  Ну вот, например, первое, что на слуху, фатьяновское признание:
                                                                                                  Не был я в жизни ни скрытным, ни ветреным,
                                                                                                                           Песни я пел, ничего не тая.
                                                                                                                           Милое, милое Малое Петрино!
                                                                                                                           Детство мое!   Юность моя!
                                                                                                                           Стою, как мальчишка под тополями.
                                                                                                                           Вишни осыпались, отцвели.
                                                                                                                           Багряное солнце вдали, за полями
                                                                                                                           Вновь коснулось моей земли.


    Не говоря уже об одном из последних стихотворений Алексея Фатьянова  "Снежный город", где он прямо заявляет:
                                                                                                  Город мой как на ладони,
                                                                                                                           С тонкой линией реки.
                                                                                                                           Есть особенная нежность
                                                                                                                           К милым с детства нам местам.
                                                                                                                           Я за этот город снежный
                                                                                                                           Сердце, душу - все отдам!

« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 17:03:28 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #25 : 21 Ноября 2015, 17:52:42 »
     

                                                                      Продолжение

  " Ступая по старинной окраинной части Вязников, можно выйти к деревянному особняку с резными ставнями, с двумя оригинальными над окнами крылышками.   Дом по по форме чем-то напоминает шкатулку.   На нем взгляд заметит мемориальную доску, где сказано, что здесь в 1919 году родился Алексей Фатьянов.   Это дом деда поэта  Василия Васильевича Меньшова, о котором в Вязниках до сих пор живы легенды.   Василий Васильевич из тех русских самородков, кем всегда гордится народ.  Он, крестьянский сын, тринадцати лет от роду поступил работать на льнопрядильную фабрику, которая тогда находилась во владении известных Демидовых.   Василий так во все дотошно вникал, так усердно трудился, что  сумел стать редким, можно сказать уникальным специалистом - экспертом по льну.   У него проявился самобытный талант.   Василий Васильевич мог без всяких приборов и лабораторных исследований , одними пальцами рук на ощупь определить, где лен рос, где собран, и сколько лет самой льняной пряже...   И, конечно, пуще глаза берег он свои руки, держа их всегда в тепле - они для него незаменимый инструмент.   Как авторитетный эксперт Меньшов был хорошо известен далеко за пределами своего уезда и губернии.   Его нередко приглашали при заключении договоров в Москву, за рубеж.   Известно, что он бывал в Англии.
       Меньшовы, как и Фатьяновы, были из староверов.   А это, думаю, было немаловажно, когда к дому Меньшовых подкатил  Николай Иванович Фатьянов - известный в бывшей Богоявленской слободе владелец иконописных мастерских и подсобного производства - с предложением женить своего сына Ивана на дочери хозяина дома Евдокии.   Сватовство длилось недолго.   Известные и уважаемые люди решили породниться.   А вскоре сыграли свадьбу.   Приданое на нескольких подводах молодые увезли во Мстеру.   Там родились у них в 1898 году сын Николай, через два года дочь Наталья, а еще через три года, в 1903 - Зинаида.   Но жить во Мстере в те времена становилось все труднее с каждым годом.   Золотой век мстерских богомазов к началу XX-го века потускнел.   Их рукотворному промыслу - иконописи - был нанесен беспощадный удар конкурентами: московской фирмой Жако и Бонакер, а также Троице-Сергиевской  и  Киево-Печерской лаврами, которые, используя проложенную  рядом с Мстерой железную дорогу, завалили все вокруг дешевыми штампованными иконами.   Штамповочные станки выбивали заработок у мстерских живописцев.   Зацепились лишь те мастерские, где богомазы работали под старину и чьи произведения-изделия шли в музеи, антикварные магазины, на выставки, в частные собрания коллекционеров.
      Среди разорившихся был и  Иван Николаевич Фатьянов.   Семья пребывала в нищете.   Василий Васильевич, наблюдая за судьбой дочери, не выдержал и повелел им прибыть в свой петринский дом, где и оставил всю семью жить.   А вскоре помог материально зятю начать новое, свое дело.   Под его оком Фатьяновы выстроили двухэтажный каменный дом с колоннами в самом центре Вязников, окнами на Казанский собор.   На весь уезд, а позднее и губернию стал известен  "Торговый дом Фатьяновых в Вязниках".   Фатьяновы торговали пивом - его привозили из Москвы, обувью - ее шили в своих мастерских.   Здесь же валяли валенки, модные в те годы фетровые ботики...   У Фатьяновых в 1914 году открылся частный кинотеатр, имелась обширная библиотека, которой пользовались благодарные вязниковцы.   Дом Фатьяновых играл заметную роль в культурной жизни города.   По праздникам в нем проводились концерты, организовывались карнавалы для детей.
     Но после октябрьского переворота 1917 года все рухнуло.   Дом у Фатьяновых отобрали, в нем разместили телефонную станцию.   Семья Фатьяновых вновь вынуждена была перебраться жить в дом Меньшовых, где 5 марта 1919 года в комнате деда и родился будущий поэт  Алексей Фатьянов".


« Последнее редактирование: 05 Ноября 2016, 19:43:06 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #26 : 07 Декабря 2015, 13:17:05 »
                                                               

                                                                            Продолжение

    " В 1922 году семью постигло большое горе.   Неожиданно заболел и умер от простуды первенец Николай.  Ему едва исполнилось 24 года.   Смерть, а точнее, ее причина просто нелепа, ибо Николай занимался спортом, учился в университете, а своей активной деятельностью в скаутском движении был известен на всю страну.   Им заслуженно гордились в семье.   Мать настолько тяжело перенесла случившееся, что надолго слегла.   Из-за болезни Евдокии Васильевны пришлось прервать учебу в университете старшей дочери Наталье - за матерью требовался уход.
     Чтобы спасти страну от экономической катастрофы, большевики вынуждены были ввести новую экономическую политику(НЭП).   К Фатьяновым обратились городские власти с предложением взять в аренду бывший их дом и наладить былое производство.   Иван Николаевич согласился, и вновь семья в 1923 году переехала жить напротив Казанско-Никольского собора, сооруженного в начале 70-х годов XVII века.   Он, конечно, украшал центральную базарную площадь.   Вязниковцы тогда и не подозревали, что пройдет несколько лет, и на глазах у всех, белым днем, эту красоту снесут.
     Но в первые годы после переселения жизнь налаживалась, возродилось производство, восстановились игры и праздники, делались постановки спектаклей, в них активное участие принимал и непоседливый озорной Алеша.   Мальчик умел совмещать в себе страсть к рыбалке, собственной голубятне, театру, музыке и пению.   Всему этому его, как и всех в семье, обучали, стремились дать ему хорошее воспитание.   Но жизнь с определенным достатком вновь прервалась в 1929 году, когда власть уже окончательно отобрала дом у Фатьяновых.   Хорошо еще, что не арестовали и не отправили по этапу, как это случилось со многими состоятельными  "нэповцами"...
     Осознав, что в Вязниках делать больше нечего, да и опасно оставаться, Иван Николаевич и Евдокия Васильевна с детьми переехали в подмосковный поселок Лосиноостровский, сняли комнату на Тургеневской улице в доме у Марковых, поближе к дочерям Наталье и Зинаиде, которые жили в то время в Москве.   Алеша стал учиться в музыкальной школе, ездить в Москву, посещать театры и выставки.   Мальчик набирался новых впечатлений.
     Прошло пять лет и уже окончательно занемогла Евдокия Васильевна и умерла, когда Алеше шел шестнадцатый год.   Опечаленная семья переехала жить в Москву,  на Ново-Басманную улицу, где жила Наталья Ивановна с дочкой Ией (На Ново-Басманной  Фатьянов жил с 1934 по 1940   и с 1946 по 1948 годы)".
     

     
« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 17:09:15 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #27 : 18 Декабря 2015, 07:37:22 »
                                                                       
                                                             Продолжение

     "Вскоре Алексей поступил в театральную студию Алексея Денисовича Дикого при театре ВЦСПС, после учебы в которой в 1937 году был принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной Армии.   Иван Николаевич к тому времени уже не работал, нездоровилось.   Жили очень скромно, а точнее, бедно.   Поэтому Алексей очень обрадовался, когда ему предложили вместе с театром отправиться на многодневные гастроли по Дальнему Востоку.
     Вот что рассказал мне об этом периоде поэт Евгений Долматовский, с которым мы вместе  в составе делегации союза писателей СССР участвовали в Днях литературы на Западной Украине.   После их окончания возвращались вместе, летели в одном самолете из Черновцов через Чернигов в Москву и в одной из бесед вспомнили моего земляка-поэта: "Мы его звали Алексеем Фатьяновичем, - рассказывал Евгений Аронович.  Я в 1937 году работал в Хабаровске, к нам приехал на гастроли театр Красной Армии, которым руководил известный режиссер Алексей Дмитриевич Попов.   Он и познакомил нас с самым молодым актером труппы Алешей Фатьяновым и отрекомендовал его как очень способного стихотворца.   Мы с ним сразу же подружились.   Поездка на Дальний Восток в жизни и творчестве молодого поэта оставила заметный след.   А наша дружба продолжалась в Москве.   Помню, знаменитый драматург Николай Погодин отдал театру Красной Армии свою пьесу о пограничниках "Пядь серебряная".   Роль одного из пограничников со знанием дела (во время гастролей они выступали и на погранзаставах) успешно сыграл Алеша.   В спектакле он пел мою с Константином Листовым песню.   Голос у него был запоминающийся, слух абсолютный.  Песни у него копились в душе, прорываясь наружу.   На литературных вечерах и аудитория, слушатели, и мы, выступающие любили слушать, как он их напевал.   К его пению прислушивались и композиторы, подчас находя единственную правильную музыкальную интонацию, подчиняясь предложенной Фатьяновым мелодии.   Композитору порой оставалось лишь обработать её.   Думается, что после возвращения в Москву Алеша принял для себя важное решение: поэзия - главное, театр - второстепенное..."
     Перед самой войной Алексея Фатьянова призвали выполнять свой гражданский долг, служить в армии.   Учитывая редкую специальность молодого красноармейца, его откомандировали в ансамбль песни и пляски Орловского военного округа.   Руководил ансамблем М.В.Блюмин, который назначил новенького режиссером-постановщиком, привлекая Алексея работать над концертными программами.   Вечером 21июня 1941 года Фатьянов вместе со своими товарищами-артистами выступал перед летчиками Брянской области, в местечке Сеща.   Артисты и летчики, пожимавшие друг другу руки после успешного концерта, и не подозревали, что через несколько часов кончится мирная жизнь...
     В ранних, довоенных стихах Фатьянова много наивного (в смысле чистого) и открытого лирического сюжетного повествования.   Здесь с наряду с просматриваемой любовью к обожаемому им поэту Сергею Есенину и своя, набирающая с каждым стихом силу фатьяновская интонация.   В ней живое чувство, улыбка перемешивается со светлой грустинкой.   Она вызывает доверие, ибо отталкивается от действительно происходившего того или иного события.   Например, стихотворение "На Дальнем Востоке", посвященное артистам Центрального театра Красной Армии (1938 г.):
                                                                                                        В домик вошли мы,
                                                                                                                                 Пошли раздеваться,
                                                                                                                                 Роняя на коврики снег.
                                                                                                                                 Мы были с концертом,
                                                                                                                                 Нас было пятнадцать,                     
                                                                                                                                 Бойцов было семь человек.

     Читателя не может не тронуть то, что:
                                                                                                        Один на дежурстве, - нам говорили.
                                                                                                                                 Придет он лишь только в конце.
                                                                                                                                 Пришел он,
                                                                                                                                 И мы для него повторили
                                                                                                                                 Двухчасовой концерт.

     Этому эпизоду, случившемуся на пограничной заставе, веришь, как и его автору, ибо конкретика и детализация происходящего ("роняли на коврики снег",  "нас было пятнадцать") не оставляет места сомнениям.   Такое же доверие вызывают  "Тень идет за Настей косо",  "Пахло невысохшим сеном".
     А сколько восторга, азарта, неподдельного чувства в стихах, которые хочется громко пропеть или прокричать автору на все окружающее пространство, чтобы непременно все услышали:
                                                                                                        Я от счастья сегодня шатаюсь,
                                                                                                                                 В молодую кидаюсь траву.
                                                                                                                                 Я все ветры к себе приглашаю,
                                                                                                                                 Все любимое в гости зову...

     А какая фольклорная, чисто народная закваска в виртуозных строчках:
                                                                                                      Для тебя надел я новый,
                                                                                                                                 Неодеванный ещё,
                                                                                                                                 Синий,
                                                                                                                                 С крапинкой лиловой,
                                                                                                                                 Для тебя, для чернобровой,
                                                                                                                                 Самый модный пиджачок...

     В наступившее военное лихолетье народ нуждался не только в корреспонденциях  и репортажах с фронта, в публицистических статьях-призывах, но и в стихах и песнях.   И они появлялись, разные, но очень нужные.   Назову только несколько: песня-плакат  "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой" ("Священная война" Лебедева-Кумача), заклинающее симоновское "Жди меня, и я вернусь, только очень жди", сурковская фронтовая песня-письмо: "Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви", призывающая к отмщению исаковская "Враги сожгли родную хату"  и другие.
     Во всей полноте востребовала война и Алексея Фатьянова, который без всякого преувеличения совершил подвиг, он создал целый венок песен самой высокой художественной выразительности.   Его песни безоговорочно принял и запел народ.   А Алексей Фатьянов заслужил право носить самое высокое звание - национального народного поэта.   "Соловьи",  "На солнечной поляночке",  "Где ж ты, мой сад",  "Давно мы дома не были"  и  "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" - это песенный, временем нерушимый мемориал Великой Отечественной войне и её участнику - советскому солдату."

                                                                                                Звучит голос Алексея Фатьянова:                                                                           
                                                                                                                О создании песен
                                                                                                    http://fatyanow.narod.ru/sth/pes.mp3

                                                                                                                   Малое Петрино
                                                                                                     http://fatyanow.narod.ru/sth/map.mp3
« Последнее редактирование: 05 Ноября 2016, 19:46:15 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #28 : 02 Января 2016, 18:22:10 »
                                                                 
                         Продолжение
     "Чтобы создать свои песенные шедевры, Алексею Фатьянову не надо было что-то воображать, фантазировать, заниматься художественным домыслом.   Он все испытал на себе, прошел войну не только в качестве артиста фронтового ансамбля или военного корреспондента, но и непосредственного участника смертельных боев.   А чисто солдатская служба началась с того, что в 1943 году поэт чем-то проштрафился перед руководством Краснознаменного ансамбля песни и пляски, во  главе которого был генерал А.Г.Александров.   Автора  "Соловьев"  отправили в штрафную роту 6-й танковой армии.   В одном из боев, когда Алексей, находясь в головном танке вместе со своими боевыми товарищами, первым ворвался в венгерский город Секешфехервар, проявив смелость и храбрость, он был награжден самой высокой солдатской наградой - медалью  "За отвагу".   Имел отважный солдат и ранение.
     В военные годы у Фатьянова было немало памятных и значительных встреч и знакомств.   Но встреча с композитором Василием Соловьевым-Седым, перешедшая в глубокую дружбу, несомненно, была послана Богом.   С ним Фатьянов создаст большинство своих песен, лучших песен.
     Василий Павлович был на тринадцать лет старше поэта, но на их близость, на их сердечные отношения это не влияло, хотя иногда шутливо свои письма к Фатьянову Соловьев-Седой подписывал  "Твой папа".
     Мне посчастливилось познакомиться с Василием Павловичем, когда он со всей семьей приезжал на родину своего друга, в Вязники, и принял участие в празднике поэзии и песни.   В гостиничном номере и на скамеечке возле гостиницы он дал мне, бывшему в то время корреспондентом областной молодежной газеты  "Комсомольская искра", интервью и даже по моей просьбе коротко написал о Фатьянове (привожу текст композитора дословно):
     "Отличительная черта песенного дарования Алексея Фатьянова заключается  в том, что в его стихах, в его словотворчестве, в отличие от всех поэтов, пишущих песни, есть необычное ритмическое начало.   Он как бы навязывал композиторам свои ритмы, вероятно, навеянные своим владимирским говорком и особенностями  песенного творчества Владимирской земли.   Я уверен, что если бы мы внимательней изучали русское народное творчество, то сделали бы немало открытий.   Своей небольшой, слишком короткой творческой жизнью Алексей Фатьянов блестяще это доказал.   Недаром на его стихи написали песни многие композиторы.   Мы все должны быть благодарны Алексею Фатьянову, должны быть благодарны деревне Малое Петрино, вырастившей сына, в творчестве которого выражена огромная любовь к родному краю, показавшего, где надо искать истоки своего творчества".
     Известно, что получив легкое ранение, а вместе с ним и отпуск, Алексей Фатьянов приехал в Москву и привез с собой текст "Соловьев"  и других песен.   Вначале свой шедевр он показал композитору Марку Фрадкину, и тот уже было принялся за работу...   Но в это время Фатьянов узнал, что Соловьев-Седой в эти дни находится в гостинице  "Москва" , забрал стихи и отдал их своему другу.   Василий Павлович всю ночь провел без сна, а наутро показал, а точнее, проиграл сразу две мелодии - одну к  "Соловьям",  а другую - к  "Ничего не говорила".   Тут же решили опробовать песни на слушателях, пригласили всех: и проживающих, и сотрудников гостиницы.   Среди них оказался и генерал Соколов, который, одобрив песни, в  "Соловьях"  попросил изменить слово  "ребят"  на  "солдат",то есть пусть не "ребята" немного поспят, а пусть "солдаты" немного поспят.   Фатьянов согласился, лишь в последнем припеве "ребят" оставил...
     В полном объемном томе "Золотые ворота", где собраны материалы о Владимирской земле, её истории, развитии, культуре, природе и, конечно, выдающихся её уроженцах, пишется и об Алексее Фатьянове, в частности, указывается его воинское звание "майор" (?).   Автор заметки, видимо, определил чин поэта по фотографии, где Фатьянов снят в роли комбата в спектакле И.Прута  "Артиллеристы".   Писавшему было и невдомек, что Фатьянов ввиду нескольких причин, в том числе из-за своего открытого, эмоционального характера выше рядового подняться никак не мог...
    Недавно, просматривая у вдовы поэта домашний архив, я натолкнулся на автобиографию, написанную Алексеем Фатьяновым 16 декабря 1943 года.   Привожу её текст полностью:
    "Родился в 1919 году в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, т.е.настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твердо уяснить, что  "А" - это "А",  а  "Б" - это "Б".
     Все свое детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа.   Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева - вот мои верные спутники на проселочной дороге от деревни Петрино до провинциального городка Вязники, где я поступил в школу , и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоевывать мир.
     Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под явным влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей день безумно.   Но не они вскоре стали моими наставниками на литературном поприще - Пушкин, в нем олицетворялось для меня все.   Первое стихотворение написал в десять лет.
     В Москве наряду с увлечением литературой безумно увлекся театром, и в 1937 году написал пьесу, которую предложил одному из московских театров.   Но увы!   Театр  не понял автора, и он, т.е. автор, в недоумении проходил всю ночь от памятника Гоголю до памятника Пушкину, а утром зло принялся за вторую пьесу, которую, к счастью,  не закончил.
     Начало своей профессиональной деятельности отношу к дате вступления в ряды Красной Армии.   Точнее - началу войны.   Только тогда я стал писать много и получил всяческую поддержку и поощрения в гуще красноармейских масс.   Стал писать стихи, которые узнал фронт;  статьи, очерки, которые узнала армия;  песни, которые  узнал и запел Советский Союз.   Чувствую - голос крепнет.   Может, не сорвется.
     За большую, неоценимую помощь и поддержку, за внимание к моему творчеству тысячным аудиториям бойцов Красной Армии, с которыми я встречался на фронте  и  в тылу, от лица моей поэтической службы выношу большую человеческую благодарность  и заверяю, что пока рука способна держать перо, буду неуклонно  идти только по одному пути - пути к их сердцам".
     С позиций сегодняшнего дня  в изложении автобиографии вроде бы ничего предосудительного нет, придраться, казалось бы, не к чему.   Ай нет!   Кто знает, как жили в те сталинские времена, какие были негласные законы и правила, тот, несомненно, обратит внимание на текст, его содержание и назовет вызывающим...   Ибо в нем нет, как положено было делать тогда, выражения благодарности в адрес партии и правительства  и лично товарищу Сталину  за те успехи, которые поэт достиг в своем творчестве.   Мы же читаем обратное, Алексей Фатьянов благодарит  "гущу красноармейских масс за всяческую поддержку и поощрение",  её же он и заверяет, что, пока рука способна держать перо, будет неуклонно идти только по одному пути - пути к их сердцам.  Комментарии тут не нужны.
     Крамольным было и начало автобиографии, где он с признательностью вспоминает о своей  "довольно зажиточной семье", обеспечившей ему хорошее образование.   Можно только предположить, какое мнение о поэте появилось у вершителей людских судеб , которых наверняка познакомили с собственноручно написанной автобиографией заявившего о себе во весь голос молодого автора популярных песен.   Письмо-то было послано с фронта (а почта вся проверялась) Федору Майскому по его просьбе, как составителю библиографического словаря советских писателей.   Текст словаря повторно смотрела цензура...   Иначе бы не только медаль, но и орден, и офицерское звание имел  "непутевый"  рядовой Фатьянов.   Носили же офицерские погоны его коллеги-писатели и журналисты.   Например, К.Симонов в годы войны был подполковником...".

                                                                              Звучит голос композитора   В.П. Соловьева-Седого:
                                                                         http://fatyanow.narod.ru/sth/s-s.mp3


 На снимке: в первом ряду - второй слева В.П.Соловьев-Седой, крайний справа А.И.Фатьянов:  во втором ряду- крайний справа Б.А.Мокроусов

« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 17:19:59 от Алла Васильевна »

Алла Васильевна

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 401
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
О поэте-песеннике Алексее Фатьянове
« Ответ #29 : 15 Января 2016, 13:42:50 »
                                                                   
                                        Продолжение

     "1946 год.   Демобилизация.   Рядовой Фатьянов в Москве уже ходит не в привычной гимнастерке, а пусть в единственном, но костюме.   В программах Всесоюзного радио по-прежнему звучат каждый день по несколько его песен.   Он в центре внимания, многие хотят с ним познакомиться, выступает на литературных вечерах, стремиться опубликовать свои стихи.
     В тот судьбоносный майский вечер, о котором хочется рассказать подробнее, Алексей направился в гостиницу  "Москва", где жили тогда многие писатели, в том числе и известный поэт Николай Асеев - составитель очередного сборника поэзии.  В гостинице также жил и поэт Илья Финк, с которым Фатьянов был хорошо знаком.   Вот и решил Фатьянов, как они договорились ранее, вначале зайти к Илье, а потом вместе понести стихи Асееву.

     В гостиничном номере, кроме Ильи Финка и его товарища Михаила Бурдановского, оказались две красивые девушки лет так по двадцати.   Одну из них звали Галиной Калашниковой.   Её подруга Ирина, идя на свидание к Финку, попросила сопроводить.   Алексей как увидел Галю, так сразу и выпалил: "Так, ребята, за этой девушкой буду ухаживать я..."   И вскоре, вернувшись от Асеева, попросил у смутившейся девушки адрес.   При этом добавил, что на днях он приедет к ней в гости на обед.   Галине Калашниковой было от чего смущаться.   Она уже три года встречалась с симпатичным морским офицером, сыном известного генерала.   А тут рядовой... но какой!   С каждой минутой он все больше и больше ей нравился.   Трудно было устоять перед этим стремительным, открытым с его стороны проявлением искренних, как ей показалось чувств.   И ещё Фатьянов был очень в себе уверен, а это не могло не понравиться девушке.   Она дала ему адрес.

     Ещё больше Галя Калашникова пришла в смущение и одновременно убедилась в том, что Алексей на ветер слов не бросает, когда на следующий день увидела его в своем Хрущёвском переулке.   Во двор дома решительно въехала полуторка, на подножках которой с бутылками в руках  стояли два высокорослых молодца: Алеша Фатьянов и Илья Финк.   На третий день Фатьянов попросил у Галиной матери Анны Николаевны руки дочери.   Анна Николаевна, степенная, будучи женой генерала, несколько удивленная таким стремительным поворотом событий, спросила: "А вы её согласие получили?"   На что Алексей, ещё больше обескураживая мать, заявил: "А я её и спрашивать не буду..."   Галя при этом разговоре-сватовстве  только улыбалась.   Ей было ясно, что она очень любит этого необычного парня, не похожего ни на одного из её знакомых, что он ей очень дорог.   Через две недели сыграли свадьбу.   Такие браки явно совершаются на небесах.

     Поэт не ошибся в своем выборе.   Галя не только внешне, но и внутренне была готова к такому замужеству.   Родившись в Ставрополе, она с детских лет жила в Москве, пела в известном хоре под руководством Натальи Сац, выступала в концертах, в том числе и в Большом театре.   Так что любовь к песне ей прививать не потребовалось.   Молодые Фатьяновы жили дружно, квартирным мирком жизнь не ограждали.   Да её, квартиры-то, как таковой в то время у них и не было.   Первые четыре года жили у матери Галины, у сестер Алексея, пока в 1951 году не получили квартиру.   Скарба практически никакого не имели, жили то густо, то пусто, все зависело от гонораров, но они, как звездные дожди, выпадали редко.   И все же они были по-настоящему счастливы, ибо имели в достатке второй хлеб - богатое завидное общение.   Они вращались в высшем кругу творческой интеллигенции.   Как вспоминает Галина Николаевна, в те годы Центральный дом литераторов, Центральным дом работников искусств, Дом композиторов были настоящими центрами, где витал дух творчества, куда приходили замечательные творцы: писатели Фадеев, Твардовский, Гудзенко, Нагибин, Шубин, Недогонов, Межиров, композиторы Соловьев-Седой, Мокроусов, Блантер, Сорокин, Богословский, Кац, Новиков, художники, актеры.   Часто  в гости к Фатьяновым приезжал Сергей Никитин, учившийся в московском институте международных отношений, а затем перешедший в литинститут.   Галина Николаевна входила в состав Совета жен писателей и активно в нем работала, помогая писательским семьям переносить трудности первых послевоенных лет.

     Вовсю, самозабвенно трудился поэт Алексей Фатьянов после того, как вся страна запела о родном городе Соловьева-Седого:
                                                                                                  Над Россиею  небо синее.
                                                                                                                          Небо синее  над Невой.
                                                                                                                          В целом мире нет, нет красивее
                                                                                                                          Ленинграда моего...

     Появились новые замечательные песни, причем они уже стали звучать не только из радиорепродукторов, но и с киноэкранов.   Например, песня "Перелетные птицы" в исполнении известного киноактера Николая Крючкова.   Сразу же в обиход вошли такие строчки, как "Первым делом, первым делом самолеты.   Ну, а девушки?   А девушки - потом!"   Популярность Фатьянова возрастала.   Поэт пишет стихи "Когда проходит молодость", а также  "Три года ты мне снилась"  к кинофильму  "Большая жизнь".   Но этот двухсерийный фильм, не успев выйти в прокат, был запрещен и сдан в архив.   Нашлись в ЦК компартии умники, которые усмотрели в чистых лирических строчках какую-то  "кабацкую меланхолию".

     Нужно вспомнить, что в годы опальные для Фатьянова, да и многими годами позже нельзя было писать или говорить на выступлениях "русский" писатель, обязательно нужно было добавлять эпитет "советский".   Можно было быть армянской поэтессой Сильвой Капутикян  или молдавским поэтом Андреем Лупаном, или даже дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым.   А вот сказать официально или  где-нибудь напечатать "русский поэт Виктор Боков" -  почему-то не полагалось, как правило, правилось и редактировалось...
     Одним словом, русскому литератору, деятелю культуры и искусства запрещалось говорить, что он русский.   Другим национальностям можно, а нам нет.   А из Фатьянова все это русское, национальное, традиционное так и лезло.   Как высказался однажды Сергей Никитин о своем друге: "Он был весь русский.   Его внешность была русская, его достоинства были русскими, его недостатки были русскими, его талант был русским".

     И ещё, человек такой популярности, наверное, по мнению все тех же умников из ЦК, должен быть и происхождения другого, а то ведь из "зажиточной семьи", родители - владельцы торгового дома.   Вот если бы из голытьбы, то тогда подходяще.   Именно в этом мне видится причина того, что заслуженное признание так и не нашло его при жизни.   Я имею в виду официальное признание.   Народ принимал, любил, а власти - отвергали.   Его соавторы песен получали ордена, звезды героев, становились лауреатами государственных премий, имели высокие звания.   А Алексей Фатьянов в мирной жизни, как и ранее на фронте, оставался рядовым писателем, которого  то исключали из Союза писателей, то вновь восстанавливали.   Такое отношение власть держащих укоротило жизнь поэту.

     Как ни стыдно это осознавать, но только недавно, благодаря поддержке и прямому участию просвещенного министра-писателя Евгения Юрьевича Сидорова удалось осуществить давнее желание литературной общественности - установить мемориальную доску на московском доме поэта.   Как бы спохватившись и прозрев, вспомнили песенного летописца войны, отмечая полувековой юбилей её окончания, наконец-то наградили Алексея Ивановича Фатьянова посмертно орденом  "За заслуги перед Отечеством".

                                                                        Звучит голос космонавта  Валерия Николаевича Кубасова:
                                                                          http://fatyanow.narod.ru/sth/kub.mp3


     
« Последнее редактирование: 01 Ноября 2016, 17:23:29 от Алла Васильевна »