Огромная популярность идеи местного самоуправления в различных слоях английского общества предопределила необычайную прочность муниципальной власти в Британии. Местное самоуправление сохранялось в этой стране всегда, при всех поворотах британской истории.
Упрочению местного самоуправления в Англии в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что, в отличие от континентальных стран Европы, в Англии даже в эпоху абсолютизма сильный и развитый бюрократический аппарат отсутствовал. Это, прежде всего, было обусловлено островным положением страны, обеспечивающем при тогдашнем уровне развития производительных сил практическое отсутствие внешней угрозы.
Традиции, заложенные в эпоху средневековья, сохранились в системе местного самоуправления Великобритании и поныне.
Отличительной чертой современного британского менталитета является бережное отношение к местному самоуправлению, а отличительной особенностью современной британской жизни является высокий уровень независимости муниципальных органов от государственной власти. Муниципалитеты Великобритании действуют в рамках принятого парламентом муниципального законодательства, предусматривающего выполнение органами местного самоуправления двух функций: руководства решением вопросов, отнесенных к категории местных, и осуществления определенных государственных функций на местном уровне. При этом законом не предусматривается присутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные органы. .
В современной Великобритании выборным органом самоуправления во всех административно-территориальных единицах (за исключением малонаселенных приходов, которые управляются общим собранием жителей) является совет, либо избираемый на 3 года, либо ежегодно обновляемый на одну треть.
В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов (с населением до 75 тысяч жителей) входят старейшины, т.н. олдермены, которые избираются местными советами сроком на 6 лет в количестве, равном 1\3 численности совета, из числа лиц, не являющихся членами совета.
Председатель совета – мэр (в некоторых крупных городах – лорд-мэр) избирается советом из числа его членов сроком на один год.
Таким образом, мэр (лорд-мэр) подотчетен местному совету, равно как и премьер-министр Великобритании подотчетен парламенту страны. При этом он наделен большими полномочиями, но жестко ограничен во времени их применения.
В свою очередь, члены местного совета делят свою власть с особо уважаемыми гражданами, не являющимися депутатами. Иными словами, общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления является в Великобритании беспрецедентным.
Подобная структура организации местной власти вполне отвечает традициям этой страны, общественному сознанию населения которой издавна присущи поклонение демократическим ценностям, неразвитость социального эгоизма, высокая культура управления и выработанная веками исполнительская дисциплина. Создание параллельного органам представительной власти на местах института выборных должностных лиц в условиях Великобритании не было бы понято и поддержано населением и не имело бы практического смысла. Это противоречило бы историческим традициям народа, не обеспечивало бы максимально полного учета интересов общества и не добавляло бы эффективности и без того безукоризненной деятельности местных органов власти этой страны.