Троицын день
Троица
- очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой,
цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди
выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.
Исторически
сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы.
Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено
много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что
Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими
условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых
местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело
проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после
нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями.
Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей,
делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.
С
возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования
православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают
народные гуляния с играми, представлениями, песнями.
Троицын
день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников
русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и
обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору,
когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или
«Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного
суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта
неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна
чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, -
на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к
чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени
наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей
обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков,
совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к
объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны -
светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с
новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно
яркую обстановку. С течением времени языческий дух этой последней
растворился в мировоззрении просветленной стремлением к горним вершинам
добра новой веры славян; но пережившие многовековое прошлое стародавние
обычаи и теперь все еще показывают, насколько прочны кровные связи
народа-пахаря с окружавшей быт его пращуров и доселе отовсюду
обступающей его жизнь природою.
«Семицкая»
- седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до
сих пор в некоторых местностях (например, в Рыбинском уезде Ярославской
губ.) носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась
этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также
«русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и
другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое
объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному
прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют
краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это
собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот
четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу
Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию
Троицына дня.