Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю
народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в
гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что
в переводе с итальянского "карнавал" означает "говядина,
прощай!". А масленица, предшествующая Великому посту, издавна
называлась "Мясопустом", поскольку в эту неделю запрещалось
есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была
связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства
она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое
время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался
с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное
значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца,
которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось:
как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились
наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное
веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой",
"обжорной", а то и "разорительницей".
Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы
- символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое
сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением
горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками.
В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную
и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы
из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду,
как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело
через всю деревню; выйдя за селоего топили в проруби или сжигали или
же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по
полю. Иногда вместо чучела по селу возили живую "Масленицу".
Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик.
Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.
Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия
и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а
также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В
этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который
заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть
и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить
этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам
и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
Другой вариант обряда сжигания масленицы выглядит так: на санках
вывозят соломенную куклу приличных размеров, которая обязательно
наряжена в национальный костюм. Это была Зима. Ее устанавливают
в центре костровой площадки, и весь народ прощается с ней шутками,
песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и одновременно
благодаря за веселые зимние забавы. После чего чучело сжигали. Когда
кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через
костер.
Ритуальное сжигание чучела Масленицы издревле тоже имело глубокий
смысл: уничтожение символа зимы нужно для воскрешения его силы весной
в злаках. Ведь по представлению наших предков, взошедшие зерна являлись
воскресшими покойниками.
В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы
состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом
или же, например, у реки. В костры также помимо дров бросали старье.
Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца
и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па
жердь и устанавливали ее посреди костра.