Автор Тема: Старинные обряды на РУСИ  (Прочитано 12520 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #30 : 05 Марта 2016, 03:36:19 »

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

 В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря,
связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы. Недаром об этом
дне говорили: «Введение пришло - зиму привело».

Но ни осенние заморозки, ни первые крепкие декабрьские морозцы не могли
еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому погода на
 Введение, как говорится, «гуляла», год на год не приходясь. Бывало,
например, что «Введенские морозы рукавицы на руки мужику надевали, стужу
 ворожили, зиму-матушку на ум наставляли».

В этом случае говорили; «Пришло Введенье - большое леденье». Но если к
празднику не покидала еще землю оттепель, замечали: «Введенье ломает
леденье, а введенские морозы зимы не ставят», При этом все, как один,
считали: «Если снег до Введенья выпадет - непременно растает, а если
после - лежать ему сугробами до конца зимы».

Впрочем, какой бы ни случилась погода в этот день, по всей Руси, в
городах больших и малых, открывались шумные и веселые введенские
ярмарки. А самой известной среди них слыла ярмарка Московская, главным
товаром которой были чудо-сани.   

" Зимняя ярмарка" Б.М.Кустодиев

Зазывая покупателей подивиться на свой замечательный товар,
продавцы-саночники балагурили: «Вот сани-самокаты, разукрашены богато,
разукрашены-раззолочены, сафьяном оторочены!»

А в Никольских рядах шла бойкая торговля разноцветными тканями, коробами
 да корзинами, яркими платками, расшитыми душегрейками, теплыми шапками,
 шалями, шубами и, конечно, валенками, что «легки, мягки, красивы,
разукрашены на диво».

Все торговые ряды Московской ярмарки были завалены самыми
разнообразными, порой диковинными вещами, а Охотный ряд еще и ароматами
снеди вареной, печеной, копченой и жареной дразнил.

Здесь проходили рыбные торги, а веселые коробейники предлагали
покупателям отведать прямо «с колес» горячих булочек, крендельков,
пряничков, блинчиков, пирожков. А горло промочить, душу отогреть и
«сердцу легкости придать» помогал душистый, горячий сбитень.
Зима, декабрь, четвёртое число
 И праздник на земле духовный.
 Введение Богородицы во храм,
 О чём же говорит он нам сегодня?
Введение Богородицы во храм
 Вещает о величье человека.
 И этим Бог указывает нам,
 Что Бог есть в каждом...человек есть храм.
И есть единственная у людей задача,
 Войти в тот храм и насладиться им.
 Понять законы Мирозданья,
 Понять, что Бог один, и мы едины с ним.
От каждого из нас зависит,
 Сумеет ли войти он в храм.
 А каждый, кто вошел в тот храм,
 Дар Бога открывает там.
Великое всегда всё просто,
 И ждёт, когда проснёмся мы.
 Глаза любви, когда откроем,
 Простим плохое и оставим позади.
И это может сделать каждый,
 Задумаясь, как я живу.
 Своё, быть может, эго ублажаю
 И наслаждаю я своё хочу.
Понять должны мы: многомерен мир,
 И жизнь свою, земную проживая,
 Подумать только, на Земле живу,
 А Землю я собою украшаю?
Н. Невская

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #31 : 05 Марта 2016, 03:41:56 »

14 ноября: Кузьминки! Как веселились наши предки? На 14 ноября приходится день почитания православных святых Космы и Дамиана, родных братьев и лекарей-чудотворцев из малоазийской Асии, что жили еще в III веке и прославились как бескорыстные целители людей и животных, за что их прозвали святыми бессеребренниками. Божий кузнец Так случилось, что в русской народной традиции имена братьев давно слились воедино. Предания рассказывают, например, о Божьем кузнеце Кузьме-Демьяне, который победил страшного змея, сковал железной цепью, впряг в плуг и пропахал на нем землю до самого Черного моря. Кроме того, кузнец Кузьма-Демьян «кует лед на земле и на водах», а также «доковывает»… свадьбы, что не успели сыграть в октябре и начале ноября. Потому и пели ему величальную: Уж как шел Кузьма-Демьян На честной пир, на свадебку. Ты нам скуй, Кузьма Демьянович, Скуй-ка свадебку неразрывную, Не на день, не на неделюшку, Не до мая, не до августа, А на веки вековечные, Неразрывные, нерасстанные! На Кузьму-Демьяна справляли Кузьминки – это сразу несколько праздников. Курячьи именины В народе Кузьма и Демьян слыли покровителями кур (их даже кое-где называли Курятниками), и объясняется это достаточно просто: куриное мясо – обрядовое свадебное кушанье. Именинницам, правда, доставалась незавидная доля – оказаться на праздничном столе. Однако тем из них, что после молебна или хотя бы обнесения вокруг церкви оказывались подаренными родным-знакомым или преподносились как «челобитные» на барский двор, была гарантирована долгая жизнь: резать таковых запрещалось, а яйца считались целебными. В застолье же надо было так обходиться с курятиной, чтобы не поломать косточки. По поверью, в противном случае в дальнейшем выводятся уродливые цыплята. Родительские смотрины Подросшая дочь в этот день становилась хозяйкой в доме: от матушки получала все ключи и могла брать любые продукты для приготовления праздничных блюд на собственное усмотрение. Она же должна была угощать всех приходящих в дом. А родители приглядывались: готова ль невеста, пора ль ей на выданье? Девичий праздник Девушки устраивали «ссыпчину». Собирались в одной избе, выбранной для этого порой на целых три дня, каждая приносила с собой какие-нибудь продукты, но только не готовую еду, и принимались за стряпню. Коли с продуктами было туговато, то либо ходили по избам с приговорами, выпрашивающими их, либо… брали без спросу, и это считалось не зазорным, а потому хозяева пропажи ворчали лишь для порядка. Было всего два условия подготовки ссыпчины: чтобы к столу подавались курица или петух, и каша (Кузьму с Демьяном еще и Кашниками называли).
 К накрытому столу начинали собираться и парни. После того, как сообща приготовленный ужин был съеден, парни, если не насытились, отправлялись воровать кур по дворам (и это тоже не считалось в Кузьминки преступлением), а если все были сыты, то начинались посиделки с песнями, плясками, веселыми забавами – вплоть до самого рассвета.
Песни были разные, но в числе прочих непременно такие, где бы фигурировал Кузьма-Демьян. Иногда, впрочем, он оказывался… матушкой: Матушка Кузьма-Демьян По сенечкам ходила, Гвозди собирала, Свадебку ковала! Крепко-накрепко ковала, До седой головушки, До долгой бородушки! Девушки гадали о замужестве: раскидывали по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечали каждая – где свои, а потом выпускали петуха и кур. Считалось, что «именинницы» клюют колечки не случайным порядком, а именно от тех, кому предстоит скорое замужество. В «культурную программу» обязательно включались «поцелуйные» игры: «Подушечка», «Царевич-царевна», «Келейка», «Пряличка». Вот один пример: играющие водят хоровод, за которым стоит парень (он – «за городом»), а в центре – девушка («в городе»). Двигаясь по кругу, молодежь распевает: Круг города ходит Царев сын, королек, Невест выбирает Царев сын, королек. Что за городом царевич, Что во городе царевна Золотым перстнем сияла, Все царевича прельщала, Золотым ключом бряцала. Разрубай, царевич, вороты, Что воротички пошире, Что еще того пониже: Войди, царевич, в город, Подойди, царевич, ближе, Что еще того поближе! Поклонись, царевич, ниже, Что еще того пониже! Поцелуй ее послаще, Что еще того послаще! Ты возьми ее за ручку, Поведи ее за город! Выбирай себе другую, Что из тысячи любую. Задача «царевича» заключается в том, чтобы проникнуть в город, поцеловать «царевну» и вывести ее из круга. …Вот так весело справляли Кузьминки на Руси!

Автор: Валентина Пономарева
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-41116/

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #32 : 05 Марта 2016, 03:47:11 »

Кулачный бой - рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение парней и молодых мужчин.

Кулачные
 бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу
и, иногда, в Семик. Предпочтение при этом отдавалось Масленице, общий
разгульный характер которой, сопровождавшийся демонстрацией молодости,
силы, красоты, давал возможность мужской части деревни показать перед
всеми свою удаль и молодечество.

Команды составлялись по
социально-территориальной принадлежности людей. Друг с другом могли
биться две деревни, два конца одного большого села, "монастырские"
крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились за одну-две
недели: выбирали место для битвы, обычно гладкое, ровное, хорошо
утрамбованное пространство, договаривались о правилах игры и количестве
участников, выбирали атаманов.

Кроме того, это время
использовалось для моральной и физической подготовки бойцов. Мужики и
парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть
мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.
Многие использовали различного рода магические приемы для увеличения
бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных
 лечебников давался такой совет: "убей змею черную саблей или ножом, да
вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог
 в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто
 спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори".( Грунтовский А. 1993.
С. 113).
Обеспечить победу в кулачном бою можно было и с помощью заговора,
полученного от колдуна: " Стану я, раб Божий, благословясь, пойду
перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на
восток, в восточную сторону, к Окиян морю, и на том святом Окияне - море
 стоит стар мастер муж и у того святого Окияна - моря, сырой дуб
крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и
как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня, валился на сыру
землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь!
Аминь! Аминь! И тем моим словам, ключ в море, замок на небе, от ныне и
до века." (Забылин М. 1990. С.385).

Бойцам полагалось
специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые
рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух
вариантах: "стенка на стенку", и "сцеплялка - свалка". При битве "стенка
 на стенку" бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под
 давление "стенки" противника.

Это был бой, в котором
использовались различного рода тактические приемы, известные на войне.
Бойцы держали фронт, шли "клином-свиньей", меняли бойцов первого второго
 третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом стенки
противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного
боя оформился не ранее ХVIII в. При битве "сцеплялка-свалка", каждый
выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после
чего "сцеплялся" в битву с другим.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #33 : 05 Марта 2016, 03:50:50 »

Осенины -  встреча осени на Руси. Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
Осенины - это
древний праздник прощания с летом и
встречи осени.на Руси.
Её
праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14
сентября - день Семена-летопроводца. С
Семена начинались засидки, т.е. работа
в избах при огне.
21
сентября - праздновали Оспожинки -
праздник урожая. Считалось, что с этого
дня лето закончилось и осень вступает
в свои права.
27
сентября - Воздвиженье. Все приметы,
характеристики и рекомендации этого
дня так или иначе были связаны у крестьян
со словом "двигаться". Воздвиженье
осень зиме навстречу двигает, "хлеб
с поля на гумно движется", "птица
в отлет двинулась", и даже "кафтан
с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
8/21 сентября — Рождество
   Богородицы. В народе — Малая
   Пречистая (Большая Пречистая — Успение,
   15/28 августа).
Осенины
   — вторая встреча осени. Пасекин день.
   Убирают пчёл, собирают лук. День луковой
   слезинки. Земля стремится к белым
   утренникам. «Всякому лету аминь (конец)».
   «Если погода хорошая — осень будет
   хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».
Осенины
   встречают у воды. В этот день рано утром
   женщины выходят к берегам рек, озёр и
   прудов встречать матушку Осенину с
   овсяным хлебом. Старшая женщина стоит
   с хлебом, а молодые вокруг неё поют
   песни. После чего разламывают хлеб на
   куски по числу народа и кормят им
   домашний скот.
У
   ацтеков в этот день отмечался день
   мужского плодородия т.е. праздник
   эрекции. 21/09 принято было считать
   благоприятным днём для зачатия сильных
   и здоровых мальчиков. Интересно заметить,
   что день богини-матери у ацтеков,
   Атлатонин, был совсем не этот день, а
   18/06, что примерно через 9 месяцев после
   этого праздника.
В
   старые годы существовал обычай угощения
   новобрачными своей родни, почему 8
   сентября называлось ещё «Поднесеньев
   день». К новобрачным сходились все
   родные и знакомые. Таких гостей позыватый
   приглашал: «Навестить молодых, посмотреть
   на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму».
   После сытного обеда молодая хозяйка
   показывала в доме все своё хозяйство.
   Гости, по обыкновению, должны были
   хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил
   гостей на двор, показывал им в амбарах
   жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь,
   а в саду угощал пивом из бочонка.
« Последнее редактирование: 05 Марта 2016, 03:52:47 от GT »

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #34 : 05 Марта 2016, 04:26:56 »

Что умела девочка 10 лет, живущая в селе век назад:

- нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера);
- принести дрова, очистить печь, топить её;
- принести воды из колодца;
- варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели;
- сбивать масло;
- накрывать на стол, мыть посуду;
- подметать пол, мыть и чистить лавки и пол;
- вытрясать и чистить половики;
- прясть, ткать, вышивать, вязать;
- стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его;
- прибирать постель (в т.ч. вытрясать);
- менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу;
- кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей;
- собирать куриные яйца;
- доить корову;
- сажать, полоть и поливать огород;
- собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки;
- убирать урожай на огороде и в поле;
- пасти корову, козу, гусей, уток;
- возить на коне копны на сенокосе;
- удить рыбу....
И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели.
Например,девочка 10 лет помогала взрослым делать кизяки - специальное топливо для печки. Или трепала лён. Сновала - специально готовила нитки, из которых потом ткали. больше полсотни дел! не зря в народе говорят:
"Дочке десять лет - матери дела нет". Это как в сказе Павла Бажова "Серебряное копытце" - Дед Кокованя взял к себе девочку Дарёнку. И она "в избе прибирала, похлёбку да кашу варила". А ведь её было "по шестому году" - то есть всего пять лет! Когда отправились дед с Дарёнкой в лес,
она "узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да ещё верёвку". И не побоялась несколько дней жить одна в избушке..

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #35 : 05 Марта 2016, 04:30:50 »
][url][/url]7 июля (24 июня по старому стилю) - Иоанн Креститель. Иван Купала или Иванов день. Большой покос.
Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его живым, лесным, лекарственным. "На Иванов день солнце на восходе играет". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Ивановские дожди - лучше золотой горы". "До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди)". В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Сильна роса на Иван - к урожаю огуров. На иванова ночь зведная - бует много грибов. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хороршо. За 2-3 джня до Ивана Купала появляется мед или после в такой же период. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.
Что-бы в этот вечер избавиться от невзгод - надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное. Веселая компания водит вокруг костра хороводы, поет песни. Прыгнув через костер, нужно сразу броситься в воду - "лед и пламя" дают поразительный очищающий эффект. Спать в купальскую ночь - зазорно. Встарь после праздника отправлялись сразу на покос - такая ночь только силы прибавляет. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок Иван-да-Марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый - воды. Большим уважением на Купалу пользуются Полынь - Чернобыльник и Крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.
Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя.
« Последнее редактирование: 05 Марта 2016, 04:41:28 от GT »

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #36 : 05 Марта 2016, 04:44:49 »

Август — конец лета...⛅
В народе этому месяцу даны названия «серпень», «жнивень». Дни стоят еще жаркие, но темнеет уже заметно раньше.
В августе начинается сбор урожая овощей и фруктов. Самый разгар жатвы. В первый Спас — медовый — пчеловоды несут мед в церковь и там освящают его. 🍯
Устраиваются крестные ходы и служатся молебны. В этот день можно есть мед.
В праздник второго Спаса — яблочного — крестьяне собирали в садах яблоки, обычно им помогали дети. В этот день в церкви освящали собранные фрукты и ягоды. Потом с величальными песнями приносили плоды в дом. Ребятишки вволю наедались спелых яблок, катались по земле, играли. 🍎

Последний Спас в августе — ореховый. 🌰

🔻Пословицы и поговорки, сложенные об августе:

🔸 В августе серпы греют, вода холодит;
🔸 С Ильина дня ночь длинна и вода холодна;
🔸 Ласточки весну начинают, а осень накликают;
🔸 Появились опенки — лето закончилось.
Если кроты выходят из-под земли, то ожидается ухудшение погоды.
Если ласточки купаются и тревожно летают, то в гнездо, то из гнезда — быть дождю.
Если листья деревьев показывают свою изнанку — быть дождю. Если лягушки прыгают на берег и квакают днем, то будет дождь. Какова погода в Ильин день, такой она будет и 27 сентября.
Если 7 августа утренник холодный, то и зима ожидается холодной.
В августе дуб богат желудями — к урожаю.
Если в августе листья на деревьях желтеют снизу, то ранний сев будет хорошим
1 (14) августа – Первый Спас «Пришел первый Спас – бери шубу про запас». Проводы лета. С первого Спаса холодные росы. «У первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Пчела перестает носить медовую взятку.

2 (15) августа – Степан-сеновал Косят отаву – отросшую траву, гласят приметы о погоде на август.

3 (16) августа – Антон - вихровей Согласно приметам о погоде на август, если в этот день вихри – к крутой зиме.

4 (17) августа – Авдотьи - сеногнойки Подкошенную в этот день траву стараются сгрести, полагая, что будет дождь или в этот день, или после него. Заладили дожди. Средь бела дня, без молний и грома. О дожде в народе хранилась такая притча: «Дождь слепой. Ему говорят: иди туда, где тебя просят, а он пошел, где сено косят. Ему говорят: иди туда, где тебя ждут, а он пошел, где жнут». День погожий, ясный, так и ноябрь выдастся пригожим, а если пасмурно и дождливо – быть ему серым и смошным.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #37 : 05 Марта 2016, 04:50:35 »

Богатство приносит цветок папоротника, если найти его в ночь на Ивана Купала.

Беременная женщина не должна брать взаймы, если хочет, чтобы ее ребенок был богатым.

Подметать пол можно только одним веником. Одновременно двух веников в доме быть не должно.

В доме нельзя свистеть — денег не будет.

Найти монетку — к богатству. Но если утром и натощак — к бедности.

Вечером долги не возвращают.

В понедельник не должно быть никаких расчетов — ни платить, ни брать.

Выщербленные монеты приносят удачу, такие надо хранить всегда в кошельке.

Если дарят носовой платок, надо платить выкуп, хотя бы копеечку.

Пустую бутылку на столе не держат — денег не будет.

Если брали взаймы посуду, возвращать ее надо полной, иначе ваша посуда всегда пустой будет.

Продав первую вещь, прикоснитесь деньгами к остальным вещам, которые предназначены для продажи — тогда и они будут куплены быстро.
* Первым в новый дом входит старый человек:
Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.
Первой в новый дом впускают кошку:
В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка — колыбель.

* На первую ночь в новом доме надо петуха запереть:
Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное — принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее «кровавой», не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, — и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

* На Федору не выноси из избы copy:В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» — домовой. Живет он, где сам захочет, — за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме — веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет.

* Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:
Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.
Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:
К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

* Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому:
Поверье, суть которого в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

* Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда:
Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

* Выпал кирпич из печи — добра не жди:
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #38 : 10 Марта 2016, 02:06:10 »

Сегодня в народе Параскева-Пятница, Бабья заступница.
В этот день отмечается день святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили.
Прозвище Пятница — перевод имени Параскева (родители назвали дочь так, потому что почитали пятницу — день крестных страданий Господних). Кроме того, почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей.
С пятницей, как с днем недели, было связано множество примет. Например, говорили, что тот, кто в пятницу много смеется, в старости будет много плакать. В этот день нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. В то же время если ребенок болел, его на Параскеву приводили к роднику, чтобы смыть все недуги.
Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ее девушки просили о скорейшем замужестве: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Также Параскеве молились о домашнем благополучии и защите от болезней.
Святая была помощницей в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось также стирать белье и прясть нитки. Можно было лишь мять и трепать лен. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старалась показать свои умения женихам и будущим свекровям.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #39 : 10 Марта 2016, 02:44:24 »

Вечер накануне Крещения (18 января) издавна считался идеальным для гаданий!
1.       Гадание на яйце.Возьми большую чашку с водой и в полночь добавь туда белок сырого яйца. Затем не заглядывай туда в течение 3-х
 часов! Потом посмотри, какую форму приобрел белок. Ну, тут тебе
придется использовать всю свою фантазию, чтобы увидеть очертания вещей
или фигур! Но есть очевидные вещи – если белок свернулся сердечком,
то это к любви.
2.       Гадание на воске.Очень похоже на первое гадание. Только вместо белка тебе нужно взять
свечку, поджечь её (обязательно делай это вместе с мамой!),  и когда
свечка начнет плавиться, накапай несколько капель в миску с водой. Воск
застынет и приобретет различные формы. И тут тоже тебе придется включить
 фантазию и интерпретировать увиденное! Что ты увидишь – то и сулит тебе
 ближайший год. Но также есть и традиционные значения:
Много маленьких капелек – к богатствуГриб – к здоровью и долгой жизниКолокол – новости, а их характер зависит от его формы – ровной или кривой.Дом – скоро у тебя появится своя личная комнатаНепонятно на что похожа фигура – твоё будущее всё ещё не определено и будет постоянно меняться.Дерево – если ветви направлены вверх – это означает большую радость, если вниз – скуку.Цветок – весь год будет очень счастливый.Звёзда – удачаПолоски – к переезду или далёкой поездке.Человечек – к новым знакомствам.
3.       Гадание на исполнение желания.Это гадание на исполнение желания.  Возьми горсть семечек или орешек
и загадай желание. Рассыпь семечки по столу. Затем сосчитай
их количество. Если получилось четное число-то желание сбудется.
4.       Гадание на чужие разговоры.Это гадание на то, что сулит будущий год. Принято было в старину
подслушивать разговоры под чужими окнами (можешь и под дверью) : если
услышишь веселый разговор -то год будет хороший!
5.       Гадание по запискам.Это очень простое гадание!  Напиши на 12 листочках 12 своих заветных
желаний и положи под подушку перед сном. Утром, когда проснешься, вытащи
 из-под подушки наугад 3 бумажки. Какие вытащишь  желания- те и сбудутся!
6.       Гадание по крещенским снам.Считается, что крещенские сны сбываются.Перед сном загадай желание, задай вопрос и ложись спать (только
сделай все необходимые дела до этого! После того, как ты загадала
желание, вставать уже нельзя!). Какой сон тебе приснится – тот и будет
ответом на твой вопрос.
Ну вот, я и рассказала  Вам несколько традиционных крещенских гаданий! И самое главное, какие бы ответы Вы ни нагадали, верьте  только в хороший прогноз, а о плохом не вспоминайте!

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #40 : 10 Марта 2016, 02:48:48 »

Ореховый спас
Народные приметы на Третий Спас говорят,что банные веники, которые вязали изорешника, собранного именно в этот день,способны были избавить людей абсолютноот любых болезней.Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/orehoviy-spas/3007279

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #41 : 10 Марта 2016, 02:50:37 »

Яблочный Спас уходит корнями в языческую Русь. Красивый праздник включен в христианский календарь и отмечается 19 августа.
Свое название – Яблочный Спас – праздник получил от имени бога Спаса, которому посвящался урожай и созревшие плоды.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #42 : 10 Марта 2016, 02:53:08 »

Светлое Христово Воскресение!!!
Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня начинается в полночь крестным ходом. Под звон колоколов, с хоругвями, Евангелием и крестом, с зажженными свечами народ выходит навстречу Спасителю. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. Раздается радостная весть: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери, начинается пение пасхального канона. После происходит обряд христосования - троекратное целование друг друга со словами "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!".
Согласно Ветхому Завету, евреи целовали друг друга при встрече, выражая этим дружеские чувства. Поцелуй приветствия был усвоен и первыми последователями Христа, причем они вложили в него новый смысл. Поцелуй стал рассматриваться христианами как символ взаимной любви и единения последователей Христа.
В православной церкви "святое целование" совершается до сих пор в пасхальную утреню, при этом произносятся приветствия, подобные тем, которыми приветствовали друг друга ученики Христа в день его воскресения.
В XVII веке приветствовать друг друга поцелуем полагалось не только в пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Такого установления не было в Западной Европе, и иностранцы рассматривали его как специфически русский православный обычай.
Обычай пасхального целования имел всесословный характер и утверждал равенство людей перед лицом всечеловеческой радости - воскресения Христа. "Этот обычай приветствия и поцелуя не допускает не только никакого различия в сословии или положении, но даже никакого воспоминания об этих различиях. Ни один вельможа не откажет в просимом у него поцелуе самому простому мужику, лишь бы только тот предлагал ему красное яйцо. Никакая скромность не может извинить замужнюю женщину, никакая стыдливость - незамужнюю, было бы равносильно преступлению или отвергнуть предложенное яйцо, или уклониться от поцелуя; с самой низкой черни снято всякое к ней презрение; не существует никакого опасения за безрассудство".

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #43 : 10 Марта 2016, 02:59:08 »

Страстная седмица. М.Нестеров
Обычаи и обряды
В народной традиции Пасхальная неделя неразрывно связана с обрядами весеннего возрождения и обновления жизни.Общее состояние радости пронизывало все праздничные дни, не мешая после божественных литургий от души веселиться на народных гуляниях. Какие же обряды непременно совершали наши предки?
1Смотрины невестОсобенное внимание на Светлой неделе уделялось обрядам, связанным с заключением браков. Так, например, в Рязанской губернии девушки на выданье собирались на главной площади перед церковью. Участницы «кастинга» некоторое время красовались у всех на виду, а потом отправлялись кататься по селу на лошадях. При этом каждому встречному мужчине их «предлагали» в невесты. В Печорском уезде Архангельской области девушки в своих самых красивых нарядах играли в бачу. Бача – длинная расписанная палка, которой надо было сбивать установленные на земле фигурки. Игра собирала огромное количество зрителей, которые оценивали ловких и проворных девушек.
2Окликанье молодыхОблачившись в самые лучшие свои наряды парни участвовали в обряде окликанья молодых, поженившихся после прошлой Пасхи. Другое название обряда – вьюнишник. Начинали действие, обходя дворы в своем селе, затем перемещались в близлежащие деревни. В песни включалось чествование молодоженов, а также советы для молодой супруги, которые помогут ей лучше приспособиться в новой семье. Нередко в песнях присутствовал подробный перечень тех действий, которые молодая женщина должна совершить, чтобы угодить мужу, свекрови и свекру, деверям и золовкам. Обычно после окликанья, в котором сообщилось о приезде многочисленных родственников, начинались взаимные посещения породнившихся семейств.
3Переход в новый статусНа Пасхальной неделе во многих областях молодожены участвовали в обрядах, которые закрепляли их новый социальный статус. Во Владимирской губернии молодожены посещали дома замужних женщин и одаривали хозяйку «вступительным» пирогом и яйцами – нечто вроде вступительного взноса в общество семейных. В Костромской губернии, напротив, замужние женщины собирались у дома новобрачной с требованиями, чтобы та их впустила. Двери отворялись со словами: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки», после чего все садились за праздничный стол. Вообще, всю Светлую неделю люди ездили друг к другу в гости, христосовались, угощали и угощались. Однако все празднования проходили чинно и достойно, без великого разгула. На деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, пели песни, затевали игры, становились в хороводы. Кто выходил себя показать, кто — нарядом похвалиться, а кто – детишками.
4Вождение кобылыЯркий и веселый обряд «вождения лошади» затевали в южно-русских и поволжских областях. К палке (или вилам) привязывали голову (иногда настоящий череп лошади) и хвост и накрывали дерюгой. Парни наряжались цыганами и «водили кобылу» по улицам. Если «кобыла» падала, цыган «грыз» ей ухо, тем самым «оживляя». Иногда сами парни облачались в «лошадь», которую водил по улицам «дед». «Лошадь» приплясывала, брыкалась, лягала публику (преимущественно женского пола), ходила по дворам, собирая себе «на прокорм». Заканчивался обряд «смертью лошади». Если «лошадь» изображали люди, то она заваливалась на бок на краю села, и ее «одеяние» раскидывалось по оврагам. Если же в роли лошади выступало чучело, то его обычно топили в реке.
5Волочебные песниПервоначально этот обряд совершали калики перехожие — мужчины, которые ходили от двора ко двору и пели волочебные песни (от глагола «волочиться»  — идти, брести). Позже в роли волочебников стали выступать преимущественно молодые парни. Иногда волочебники посещали дом в строго определенное традицией время: дети – ранним утром, в полдень – подростки, после обеда – женщины, а ближе к вечеру — мужчины. Возглавлял «коллектив» «починальник» или «запевала», который руководил товарищами, определял репертуар и принимал дары от хозяев. Приход волочебников был желанным и ожидаемым, от прихода благословенных гостей зависело благополучие дома на целый год. Репертуар волочебников был различным: от пожеланий богатого урожая до «куралесов» для заневестившихся молодух.
6«Выйду на улицу, гляну на село»С пасхальной недели начинались молодежные гулянья, так называемые «улицы» — вечеринки open air. Место для гуляний было строго определено – это могла быть центральная площадь или зеленый луг рядом с речкой. Главным на «улице» был гармонист. Молодежь затевала хороводы, совершались обряды кумления или посестринства. Обязательным атрибутом «улицы» становились качели, движение на которых по поверьям далеких предков ускоряло рост посевов и благотворно отражалось на всем урожае.
7Поминание усопшихНесмотря на то, что церковь ревностно следила за тем, чтобы на Пасху не совершалось языческих обрядов и игрищ, тем не менее, число явно языческих пасхальных обрядов велико. Так, несмотря на запреты священнослужителей, многие отправлялись после литургии на кладбище — проведать усопших, поделиться с ними своей радостью и самую толику погоревать о житье-бытье. Люди верили, что в эти праздничные дни души умерших родственников находятся рядом, возвращаясь на время в родной дом. На окна вывешивали полотенца, чтобы душа покойного могла легче отыскать свой дом.

GT

  • Гуру
  • *******
  • Сообщений: 5396
    • Просмотр профиля
Старинные обряды на РУСИ
« Ответ #44 : 10 Марта 2016, 10:39:10 »
"Масленица (Масленичное катание)"
1919.Кустодиев Б.М.
Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы,раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.Одна из этих работ,картина Масленица была написана в 1916 году.Продолжая впоследствии эту тему,Кустодиев создает еще два колоритных полотна в 1919 и в 1920 годах,хотя зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.Это тяжелое время для России,вынужденной принять участие в 1 Мировой войне.Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти.Но,после операции,превозмогая мучительные боли,находясь в кресле инвалида,он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни,не затрагивая темы трагических событий происходящих в России в тот момент.Кустодиев пишет Масленицу,полную веселой морозной радости в патриархальной России,словно противопоставляя ее своей болезни.
И не только радостью проводов зимы,но и ощущением грусти или даже ностальгии по тем временам,когда русский православный народ был действительно русским православным,верным Вере,Царю и Отечеству,жил по своему укладу,обычаям и традициям из глубины веков,в отличие от нынешнего большинства бывшего русского православного народа,утратившего в себе всю русскость,и превратившегося в демонороссеян,в Иванов не помнящих родства,в толпу которую пряниками не корми-дай чего то попраздновать,как например 8 марта-еврейский праздник Пурим,или 1 мая-день когда вся нечистая сила слетается на ведьмину гору и празднует шабаш вместе с красными дьяволами радующимися тому,что перевернули патриархальную Россию Кустодиева с ног на голову и убили Царскую Семью и извратили русский православный народ прославляющий сатану.