Автор Тема: Морская душа  (Прочитано 10563 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #45 : 04 Сентября 2016, 05:27:59 »

Узел – единица измерения скорости на море, равная одной миле (1,852 киломеггра) в час; 1/10 мили (185,2 метра) называется – «кабельтов».
Водоизмещение – вес воды, вытесняемой погруженной в нее частью корабля и равный полному его весу.
Триерес – по-русски означает «трехладный» или «трехгребный».
ПАРУСА И ПУШКИ
Пушка на корабле

  1338 году французский флот неожиданно произвел налет на английский портовый город Саутгемптон. Навстречу французам вышли английские корабли, завязался морской бой.
Когда флагманские корабли note 13 сблизились, англичане начали стрелять из луков и самострелов. На палубе французского корабля в носовой части люди закопошились вокруг небольшой трубы, уложенной на широкую деревянную колоду на двух низких колесах; рядом стояла жаровня, в которой накаливался конец длинного железного прута. Один из моряков произнес короткую команду. Люди, столпившиеся у колоды, стремительно шарахнулись назад к мачте. Командир выхватил из жаровни прут, отскочил от колоды на всю длину прута и осторожно поднес раскаленный конец к небольшому отверстию в трубе.
Раздался оглушительный взрыв. Сноп огня и густое облако черно-коричневого дыма вырвались из трубы вместе со стайкой обыкновенных тяжелых стрел. Колода с трубой резко откатилась назад. Но англичан не так поразил обрушившийся на них дождь стрел, как гул выстрела. Едва только появившиеся в Европе пушки еще мало и редко применялись даже на суше. На море же их вовсе не знали. При налете на Саутгемптон французы применили даже не пушку, а пороховой стреломет. Снарядом для такого орудия служила связка тяжелых стрел.
И пушки и стрелометы почти два столетия очень медленно улучшались. Заряжание их отнимало много времени. Снаряды редко попадали в цель. Пользы от пушек было мало. Но шум, огонь и дым от выстрела наводили панику на противника, производили на него устрашающее впечатление. Вот почему огнестрельное оружие хоть и медленно, но неуклонно все больше и больше проникало на боевые корабли и даже на торговые для защиты от морских разбойников.
В 1571 году у г. Лепанто (в Греции) встретились в решительном «бою 550 кораблей двух флотов: 250 кораблей испано-венецианского и 300 кораблей турецкого.
Картина боя очень мало изменилась. По прежнему корабли шли в бой на веслах; по прежнему корабли «сваливались» на абордаж и решали бой рукопашной схваткой. Но, кроме метательных машин, на кораблях уже появились и пушки.
Командование объединенного флота лучше поняло силу нового оружия. Количество пушек на их кораблях было в несколько раз больше, чем у турок. Вместо луков и самострелов у большинства испанцев и итальянцев были аркебузы (старинные ружья). Турки же больше надеялись на луки и самострелы.
Артиллерийский огонь сеял смятение на турецких кораблях, а использование аркебузов помогало испанцам и итальянцам побеждать в абордажных схватках.
Битва при Лепанто окончилась победой испано-венецианского флота над турками и показала, что пушки могут оказаться сильным оружием в бою.
Надо было приспособить боевые корабли для нового оружия. На обыкновенных галерах было мало места для пушек. Их можно было устанавливать только на корме и на носу в небольшом количестве.
Кроме того, обыкновенные галеры были недостаточно прочны, чтобы выдержать тяжесть большого количества пушек. Пришлось изменить устройство боевых кораблей. Тогда начали строить галеры более прочной конструкции, больших размеров, с более высокими бортами. Эти корабли назвали «галеасами» (от того же корня, что и галера). Длина их доходила до 80 метров. На носу, корме и по бортам такого судна размещали до 70 небольших пушек.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #46 : 04 Сентября 2016, 05:30:26 »

Носовая часть галер и галеасов на уровне палубы удлинялась так, что напоминала своего рода надводный таран. Но служила она больше для растягивания переднего паруса, а при абордаже – для перехода на корабль противника.
Галеасы были тяжелыми судами. Приходилось ставить по восемь- девять гребцов на одно весло. И все же корабль оставался неповоротливым, тихоходным, плохо выдерживал непогоду в открытом море.


Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #47 : 04 Сентября 2016, 05:33:09 »

Как менялись корабли

Расположившийся на берегах пролива Босфор город Стамбул в средние века назывался Константинополем. В те времена этот город был столицей очень сильного и богатого государства – Византийской империи, обладавшей большим военно-морским флотом.
Наступил день, когда неожиданно в Константинополь по морю пришли с севера торговые люди. На неказистых, грубо, но крепко построенных судах, хорошо выдерживающих непогоду, привезли они товары для торгового обмена с византийцами. Это были русские люди из Киевского государства, лежащего к северу от Черного моря. По широкой полноводной реке сквозь стремнины ее порогов спускаются они к Черному морю, которое считают и называют своим, «Русским морем». Там, у устья реки Днепр, снаряжают они для морского плавания прочные свои корабли- «ладьи», которые вмещают десятки воинов, запасы пищи, воды и товары. На этих судах пересекают русские свое море. По солнцу и звездам ведут они корабли и не боятся уходить от берегов. И так прочны их ладьи и так высоко искусство русских мореходов, что быстро и без потерь в судах прибыли они и на этот раз в новую для них страну, в богатую Византию, для мирной торговли. Но не пожелали византийцы вести с русскими равный торг, много обид наносили они русским гостям.
В 860 году впервые 200 боевых ладей пересекли Русское море, чтобы отомстить византийцам за обиды. Могущественная Византия даже не приняла боя с русским флотом и откупилась большой данью.
Прошло еще 47 лет. В княжение Олега, в 907 году, уже 2000 боевых ладей с 80 000 воинов еще раз пересекли Русское море. Но не забыли еще византийцы первого русского похода и загородили вход в Босфор металлической цепью. Тогда русские мореходы и воины высадились на берегу моря севернее Босфора. Они вытащили свои корабли на берег и подошли к стенам Константинополя. Византийцы не осмелились выступить против войска Олега и согласились уплатить большую дань. В знак победы и примирения – по обычаю тех времен – Олег повесил свой щит на воротах Константинополя (русские называли этот город Царьградом).
Эта победа воспета Пушкиным в стихотворении «Олегов щит»:
Когда ко граду Константина
С тобой, воинственный варяг,
Пришла славянская дружина
И развила победы стяг,
Тогда во славу Руси ратной,
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвоздил свой щит булатный
На Цареградских воротах.
Еще много раз совершали русские морские воины свои победоносные походы на Царьград. А в промежутках между войнами на своих кораблях шли они вместе с византийцами в Средиземное море. Так узнали и там о русских кораблях и мореходах. Так же смело и успешно совершали русские мореходы свои частые походы на Каспий.

***

На севере границы русского государства проходили по берегам Балтийского и Белого морей. Устье Невы было северо-западными морскими воротами в нашу страну. Два великих водных пути- от Балтийского в Черное море и от Балтийского в Каспийское море – цепью рек и озер пересекали необъятную Русь. Еще в те времена эти водные цепи служили важнейшими путями в торговле между Западом и Востоком, Севером и Югом. Поэтому русские корабли уже в незапамятные времена бороздили воды Балтики и Белого моря. Новгородские купцы ходили на своих кораблях далеко на запад, основывали свои торговые базы в далеких заморских странах. А новгородцы-промышленники в поисках новых мест для охоты дошли до берегов Белого моря, промышляли там морского зверя, вывозили пушнину.
Корабли новгородцев отличались мореходностью и вместительностью: на них были палубы и удобные помещения для команды, воинов и грузов. Русским мореходам того времени, как и другим северным народам, уже были известны самые начала искусства маневрирования под парусами при противном ветре.
Таким образом хотя кораблестроение и начала мореходства зародились еще в древности на юге, у народов, обитавших по берегам Средиземного моря, искусство дальнего мореходства и строительства приспособленных для него кораблей пришло с севера, от народов, живших в средние века по берегам Русского, Балтийского, Северного морей, в том числе от русского народа.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #48 : 04 Сентября 2016, 05:36:11 »

Мореходы этих народов проникали на своих кораблях на далекий юг, заходили и в Средиземное море. Так их опыт стал известен и южным морякам и кораблестроителям.
Татарское нашествие отодвинуло русский народ от берегов Каспия и Черного моря. Оно же ослабило тыл Великого Новгорода и вынудило его постепенно отступать от берегов Балтийского моря под натиском шведов и немецких псов-рыцарей. На несколько столетий наш народ- мореход был оттеснен от своих старинных морских границ.
В течение этих столетий кораблестроение и мореходство продолжали развиваться на юге и западе Европы.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #49 : 04 Сентября 2016, 05:38:28 »

Узкие и длинные галеры едва вмещали своих гребцов, команду и небольшое число воинов. Эти корабли не годились для перевозки товаров, боевого снаряжения или большого числа людей. Для таких перевозок еще римляне строили короткие и широкие, но высокобортные корабли для плавания под парусами. В средние века продолжали строить такие же корабли – их называли «нефы». Эти суда были лакомой добычей для морских пиратов. Поэтому приходилось приспосабливать нефы для боя и вооружать команду. В те времена кораблестроители и военные моряки считали, что возвышения на корабле обеспечивают выгодную позицию в бою. Высоко на верхушке мачты устраивалось «гнездо» для дозорного – наблюдательный «марс», а на носу и на корме – высокая площадка для стрелков.
Постепенно вооруженные нефы превратились в большие боевые корабли с неуклюжими надстройками на носу и корме. Чтобы сделать нефы быстроходными, кораблестроители начали строить их более узкими и длинными, но высокие в несколько этажей носовые и кормовые надстройки сохранились. Такие корабли получили название «галионов». Они появились в XIV-ХУ веках. Их вооружили пушками. Галион, вооруженный пушками, стал родоначальником большого парусного боевого корабля. Но этот корабль был еще недостаточно приспособлен к плаванию в открытом море, в океане, в непогоду, при сильном ветре и волнении; он был громоздок и неустойчив.

***

После открытия Америки и морского пути в Индию на просторы трех океанов – Атлантического, Индийского и Тихого – вышли многочисленные торговые корабли. С ценным грузом шли они из Европы в Индию, Америку и привозили оттуда колониальные товары. Все оживленнее становились морские и океанские пути. В мирное время нужно было охранять их от пиратов, во время войны – от неприятельских кораблей.
Длительные океанские плавания требовали мореходных, крепких кораблей, хорошо выдерживающих шторм и непогоду. Постепенно уменьшились и вовсе исчезли высокие и Тяжелые надстройки на корме и на носу; военный корабль удлинялся, принимал более стройные очертания, становился устойчивее, количество парусов на нем все увеличивалось, и управление ими строилось с таким расчетом, чтобы во всех случаях можно было наилучшим образом воспользоваться даже малейшим ветерком.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #50 : 04 Сентября 2016, 05:42:04 »

На вооружении этих кораблей еще не было специальных корабельных орудий. Те же пушки, что применялись в сухопутной артиллерии, устанавливались и на орудийных палубах. Их укладывали на тяжелые деревянные колоды с колесами. А корабли старались строить так, чтобы на них можно было разместить побольше пушек и чтобы залпы тих пушек наносили противнику наибольший ущерб.
В самом начале XVI столетия кораблестроители начали прорезать в бортах кораблей отверстия – «порты» – для пушечных стволов, а внутри кораблей настилать сплошную ровную палубу для пушек.
Можно было построить большой корабль с двумя-тремя линиями «портов», с двумя или тремя пушечными палубами. Это очень простое изобретение имело большое значение для развития строительства больших, сильно вооруженных парусных кораблей. Раньше пушки разного калибра располагались на кормовых и носовых надстройках и на верхней палубе «вразброс», без всякой системы. Теперь же пушки выстроились стройными линиями по бортам корабля в два и три «этажа». Число их резко увеличилось, и в каждой линии на неприятеля была обращена батарея орудий одного калибра. Получалось, что у корабля два или три огневых пояса.
В начале XVI столетия появились крупные парусные высокобортные боевые корабли с двумя линиями «портов» для пушек. Для стрелков были оставлены надстройки и башенки на корме и на носу.
Артиллерия этих кораблей начала играть большую роль в морских боях. Огонь артиллерии уничтожал корабль противника, топил его или подготовлял успех абордажного боя.
Гребные же корабли-галеры сохранились только для действия у берегов, в лабиринтах прибрежных островков и шхер, там, где для больших парусных кораблей было мелко и тесно.
Как же вели бой корабли того времени, гребные и парусные?
PS

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #51 : 05 Сентября 2016, 02:06:03 »
Гангутский бой

Июль 1714 года. Между Россией и Швецией шла война, известная в истории под названием Северной. По югу Финляндии, с востоку на запад, движутся вперед победоносные русские войска Петра I. Город за городом сдается победителям. Вот уже пал Або, и шведы явственно ощущают тяжесть нависшей угрозы: потерто Финляндии, выход русских на побережье Ботнического залива, возможность десанта на берега Швеции.
Именно для этой цели вдоль северного побережья Финского залива, между шхер note 12и островков, прячась в узких и мелководных проливах, огибая бесчисленные карликовые полуостровки, следовал на запад, к Або, русский галерный «шхерный» флот. В большинстве галеры представляли собой небольшие 36-весельные суда-«скампавеи». На них находились русские десантные войска и продовольственные запасы.
Шведы обладали сильнейшим флотом с большим количеством многопушечных и быстроходных парусных кораблей. И все же они ничего не могли предпринять, пока русские галеры скрывались в прибрежном лабиринте Финского залива. Тогда шведский адмирал Ватранг выбрал выгодную позицию. Почти на повороте из Финского в Ботнический залив в море выступает к югу Гангутский полуостров с небольшим портом Ганге (Ханко) на южной оконечности. Чтобы обогнуть этот полуостров, русским галерам надо было выйти из шхер на открытое пространство. Здесь, на рейде Ганге, адмирал Ватранг и сосредоточил свои главные морские силы.
Перед русскими моряками встала задача: во что бы то ни стало прорваться на другую сторону Гангутского полуострова. Июль прошел в поисках выхода из положения. Шведы спокойно и уверенно стояли у Ганге, выжидая неизбежного, как им казалось, отступления неприятеля. Но… 23 июля ужин Ватранга неожиданно был прерван плохими вестями. Лазутчики донесли: «Русские моряки настилают помост в наиболее узком месте полуострова (2,5 километра) и собираются перетащить свои галеры волоком по суше». Весь план Ватранга рушился. Шведы было растерялись, но затем часть эскадры под командованием контр-адмирала Эреншильда была отправлена в засаду к месту окончания предполагаемого волока.
Узнав об этом, Петр отказался от переволоки кораблей.
В это время погода изменилась – ветер совершенно стих, наступил полный штиль. И тогда Петр решается на смелый прорыв морем на виду неприятельских главных сил.
Утром 26 июля шведские дозорные заметили первую группу галер, которая быстро огибала их эскадру. Шведы открыли бешеный артиллерийский огонь, но… галеры благоразумно держались на большом расстояний и снаряды не причиняли им вреда. А шведские парусные корабли в безветренную погоду были обречены на неподвижность.
Первый отряд русских галер прорвался, обогнул полуостров и в свою очередь запер эскадру Эреншильда, притаившуюся в засаде у конца волока.
Пытаясь помешать прорыву русских галер, главная эскадра на буксире своих шлюпок передвинулась немного к югу. Между берегом и ближайшими к нему шведскими кораблями образовался довольно широкий водный проход.
Наступило утро 27 июля. По прежнему продолжался полный штиль.
И вот в то время как шведские дозорные напряженно стерегли проходы на море, и:з прибрежных шхер одна за другой в строййом порядке вынырнули легкие скампавеи и устремились в свободный проход. Шведские корабли оказались настолько удаленными, что огонь их орудий не был опасен для прорывавшихся под берегом галер. Русские моряки смело учли, что штилевая погода не позволит шведскому парусному флоту закрыть образовавшуюся «лазейку». Они одурачили врага, проскочили у него под носом, вернее под кормой, и потеряли всего одну галеру, севшую на мель.
Запертые у берегов шведские корабли Эреншильда заняли выгодную позицию в узком проливе между двух островков.
Построившись в боевой порядок, прямой лобовой атакой шли на веслах русские моряки. Две атаки были отбиты, но третья закончилась абордажной схваткой ж решила исход битвы: шведы понесли большие потери и спустили флаги на всех своих кораблях. На весь мир прогремела слава гангутской победы.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #52 : 05 Сентября 2016, 02:06:46 »
Так сражались и побеждали русские моряки. Правильный учет обстановки, верное и смелое решение боевой задачи и воля к победе привели к тому, что небольшие военные суда русских разгромили большие корабли противника.
К этому времени в русском флоте были и большие парусные корабли для боя в открытом море. Галеры составляли шхерный флот, а большие парусные корабли – корабельный флот. Вместе они представляли сильный военно-морской флот петровской России.
Попытки отвоевать русские морские рубежи на юге и северо-западе, освоить северные моря, достигнуть новых морских берегов на дальнем востоке начались еще за столетие до первых шагов Петра I к морю. На юге донские и запорожские казаки возобновили морские походы на Каспий и Черное (Русское) море. Казаки применяли смелую тактику ведения боя – скрытное (незаметное) сближение с противником и стремительный неудержимый абордаж,-что позволяло им на своих малых судах громить многочисленные й крупные турецкие галеры.
На севере потомки, новгородцев-промышленников – поморы, отважные и искусные мореходы, все дальше и дальше уходили от своих берегов. Они умели строить крепкие, устойчивые в бурю корабли и водить их в необъятных просторах Ледовитого океана. Все больше и больше открывали и заселяли они великую северную морскую границу нашей Родины. И в то же время начались героические походы на восток русских казаков – искателей новых морей, новых морских рубежей. Походы Московитина, Пояркова, Хабарова открыли для русского народа неизвестные в те времена земли Дальнего Востока, берега Охотского и Японского морей и сделали их восточными морскими границами нашей страны. Новые и новые отряды героев шли на восток, растекались по берегам на север и юг, выходили в неизведанные моря, изучали их, открывали соединяющие их проливы, очерчивали новую морскую границу. А в 1648 году казак Семен Дежнев первый обогнул Азию с северо-востока, почти на 100 лет раньше Беринга открыл пролив между Чукоткой и Аляской.
Так за столетия, со времен седой старины, по солнечным просторам Черноморья и Каспия, по заливам Балтики, через северные моря и Ледовитый океан к восходящему солнцу протянулась великая морская граница нашей страны. Эту границу приходилось непрерывно защищать не только на суше, но и на море. А для этого нужны были сильные и многочисленные боевые корабли, организованные в единый могучий военно-морской флот.
В упорной борьбе за возвращение себе выходов в Черное и Балтийское моря русский народ собственными силами создавал необходимые для победы боевые средства.
. Корабли строились на уровне новейшей техники своего времени. При этом русские моряки и кораблестроители (Петр I, Федосей Скляев и другие) уже в те времена были новаторами и создавали свою боевую технику, которая оказывалась особенно пригодной для данного театра военных действий на море. Шведы сотни лет владели финскими; шхерами и не додумались до идеи шхерного флота, а Петр I создал такой флот, изгнал шведов из Финляндии, взял все приморские крепости (Выборг, Борго, Гельсингфорс, Або) и вытеснил шведский флот из его финских баз.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #53 : 05 Сентября 2016, 02:08:15 »
Чесменский бой

Утром 24 июня 1770 года первые лучи восходящего солнца осветили водный коридор между берегами Малой Азии й островом Хиос. На фоне слегка волнующегося моря вырисовывались очертания многочисленных боевых кораблей, стоявших на якорях недалеко от Чесменской бухты. Это – турецкий флот. 17 линейных кораблей, 4 фрегата и до 50 более мелких судов укрылись в проливе, за островом, чтобы избежать боя с разыскивающей турок русской эскадрой.
Еще в ноябре 1769 года русские боевые корабли под командованием адмирала Спиридова через Гибралтарский, пролив впервые вошли в Средиземное море, совершив трудный поход от Кронштадта через Балтику, Северное море и Атлантический океан. Затем эскадра пересекла Средиземное море вдоль и наделала туркам немало хлопот на Балканском полуострове и в Архипелаге. Теперь русская эскадра настойчиво и упорно искала турецкий флот, чтобы заставить его принять бой и не дать ему скрыться за неприступным Дарданельским проливом.
Турецкий флот избегал решительного сражения. Но здесь, в Хиосском проливе, турки были прижаты к стене; здесь, всего в одном километре от своего берега, они приготовились встретить русские корабли.
Турки настороже. И действительно, скоро тревожные сигналы передают по линии кораблей, что русская эскадра идет в пролив в боевой линии.
Вот приближается авангард. Это три линейных корабля: «Европа», «Евстафий» и «Три святителя». За ним центр линии тоже из трех кораблей: «Януарий», «Три иерарха» и «Ростислав». Сзади арьергард: «Не тронь меня», «Святослав» и «Саратов». Всего девять линейных кораблей атакуют вдвое большие силы врага. И тем не менее, русские корабли начинают бой, стремительно идут вперед, на неприятеля.
Не успела еще «Европа»-передовой корабль линии-приблизиться на пушечный выстрел, как турки открыли бешеный артиллерийский огонь. Русские корабли не отвечают; молчат их орудия, застыли около них артиллеристы в настороженном ожидании команды. Неприятельские ядра рвут паруса, снасти, попадают на палубы, решетят борта, убивают и ранят людей… И только когда русская линия приблизилась на пистолетный выстрел к ближайшему крылу неприятельского флота, вихрь дружных бортовых залпов обрушился на турецкие суда.
Бой закипел по всей линии. Русские корабли действовали быстро и решительно, артиллеристы стреляли метко и непрерывно. «Евста- фию» пришлось биться против трех турецких кораблей. В пылу сражения корабли сблизились, и «Евстафий» очутился борт о борт с турецким 90-пушечным флагманским кораблем. Последовало короткое приказание, и команда «Евстафия» бросилась на абордаж, в рукопашный бой. Кучка храбрецов кинулась к турецкому флагу.
Под непреодолимым натиском русских моряков турки шаг за шагом отступают. Многие из них бросаются за борт, чтобы вплавь достичь спасительного берега. В это время внутри корабля вспыхивает пожар. Пламя вырывается наружу, быстро обегает снасти, взлетает по мачтам; весь корабль в огне и дыму. Искры летят во все стороны и грозят пожаром «Евстафию». Героическая команда и командир капитан 1 ранга Круз тщетно пытаются освободить свой корабль от опасного «объятия» противника. Сила течения удерживает «Евстафий» на месте.
А пламя продолжает бушевать, все чаще и чаще приходится тушить вспышки на «Евстафии». Возникает страшная опасность: вдруг . огонь проникнет в крюйт-камеру – в пороховой погреб того или другого судна? Круз приказывает залить крюйт-камеру водой. Матросы бросаются к ведрам и бочонкам. В этот миг раздается треск, и грот- мачта турецкого корабля, вся в огне, падает на «Евстафий», засыпав его искрами и горящими обломками. Искры попадают в крюйт-камеру. Героический корабль на миг превращается в кратер извергающегося вулкана, взлетает на воздух и… исчезает под водой. Через несколько мгновений турецкое судно последовало за своим победителем. Так окончился один из самых трагических эпизодов этого дня.
После гибели флагмана ближайшие турецкие корабли стали рубить якорные канаты, чтобы не сделаться жертвой огня. Другие же корабли турецкой линии, приняв это за сигнал к выходу из боя, на парусах, на веслах последовали за уже отступившими судами в Чесменскую бухту под защиту крепостных батарей. Русские корабли преследовали турок до самого входа в бухту, и противник оказался запертым. Тогда русские принимают еще одно смелое решете – уничтожить, сжечь весь неприятельский флот. Немедленно четыре небольших судна приспособили под зажигательные суда – брандеры. 25 июня все было готово для последней решительной атаки.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #54 : 05 Сентября 2016, 02:09:04 »
Южная лунная полночь. Черные силуэты русских кораблей четко выделяются на глади успокоившегося моря. Три ярких огня зажглись на «Ростиславе». Такие же огни вспыхивают на линейных кораблях «Европа», «Не тронь меня» и «Саратов», на фрегатах «Надежда» и «Африка», на бомбардирском судне «Гром». Эти корабли и четыре брандера назначены для нападения на турок в Чесменской бухте.
Как только показался сигнал, «Европа» быстро снимается с якоря и спешит в бухту. Корабль останавливается всего в 400 метрах от турецкого флота и открывает огонь. Тридцать минут длится неравный бой одного корабля против всех неприятельских судов. За это время подходят остальные корабли и вступают в бой.
Зажигательный снаряд попадает в турецкий корабль: зажглись паруса, языки пламени разбегаются по снастям, огонь разливается по палубе; корабль горит, как гигантский костер. Тут же вспыхивает и другой турецкий корабль.
В этот момент в воздух взлетают три ракеты – сигнал для брандеров. Одним из них командует лейтенант Ильин. Он ведет свое судно прямо на турецкий 84-пушечный корабль. Смельчак не доверяет ни ветру, ни случаю. Залпы турецких орудий, бешеная пальба из ружей не останавливают Ильина. Еще несколько минут – и его судно сцепилось с турецким кораблем. Тогда на глазах неприятеля он приказывает матросам перейти в шлюпку, зажигает свой брандер, затем забрасывает на неприятельский корабль зажженный «брандскугель» (ядро, начиненное зажигательным составом), спускается в шлюпку и отплывает.
Через короткое время пылающий корабль взлетел на воздух. Далеко по обе стороны разлетелись горящие обломки. Огненным дождем посыпались они на рядом стоящие турецкие корабли и зажгли их. Бухта покрывается гигантскими кострами – горят корпуса кораблей, взрываются их пороховые погреба, и гулкие раскаты взрывов заглушают выстрелы сотен орудий, участвовавших в бою.
Весь турецкий флот был уничтожен в Чесменском бою.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #55 : 27 Сентября 2016, 01:58:00 »

Бриг или бригантина: кто первый?
Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шёлком, и плыл в Караибском море под его командой бриг под чёрным гробовым флагом с адамовой головой.
          М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита
Мы уже писали, что история знает два типа бригантин: парусно-гребные и чисто парусные. Вопрос о происхождении их названия очень просто решен в популярном журнале с огромным тиражом «Техника-молодежи»:



Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова "brigand" - разбойник, вторая, более поздняя, - от слова "бриг" (brig).

Все так просто. И зачем стулья ломать.

Но мы же не поведемся на такую простоту, не так ли? А попробуем разобраться, могла ли бригантина получить свое название от брига. (некоторые авторы даже подводят под эту теорию лексическую основу: мол, бригантина по размерам меньше брига, поэтому к слову бриг добавили уменьшительный суффикс, вроде как у Буратино, и получили новый корабль.)

В действительности же все наоборот.
Первое употребление термина бриг встречается в английском языке (а во все другие языки он у англичан был заимствован) в 1720 году. Когда, как мы помним из предыдущего поста, бригантины уже давно поднимали свои характерные паруса. В газете The London Gazette от 3 мая 1720 года появилась такая заметка:


Whereas the Ship Blessing, 50 Tuns Burthen, a Brigg lately belonging to St. Ives in Cornwall, with Pilchards, Herrings, and Wines, was on the 10th of January last past, with one Thomas Davies, Mate thereof, violently taken and carried out of the Road of Orotava in Theneriff, by the Lieutenant and some of the Crew of a Spanish Privateer, one Graff, Commander: If any one can inform John Hichens, Merchant of St. Ives, where tbe said Brigg and Mate is, on their Letter to him shall be satisfied for their Trouble.
Бриг водоизмещением 50 тонн, принадлежавший в последнее время поселению Сент-Айвс в Корнуолле, с грузом сардин, сельди и вина, со шкипером Томасом Дейвисом на борту, был 10 января насильственно захвачен и уведен с рейда Оротава на Тенерифе неким Граффом, коммандером, лейтенантом испанского приватира и несколькими членами его экипажа. Тот, кто сообщит письмом Джону Хайченсу, купцу из Сент-Айвса, о местопребывании указанного брига и шкипера, будет вознагражден за беспокойство.
          The London Gazette , 3 May 1720 Issue: 5848 Page: 2

Газетчики любят сокращать слова; вот и в этом случае, наряду с бытовавшими уже cab, mob, zoo и им подобными появилось новое слово brigg. Лексикографы подсчитали, что с двумя g на конце оно было употреблено еще восемь раз, после чего то, что раньше у англичан было бригантиной (brigantine) стало называться бригом (brig).

Кораблестроительная наука не стояла на месте, и бриг в Англии естественно развивался. Так же, как развивались во флотах других морских держав бригантины. Таким образом разошлись дорожки эти двух кораблей. Напомним, что произошло это разветвление в 1720 году с легкой руки газетчиков. И так как развитие техники в ту эпоху не могло осуществляться без взаимопроникновения идей, то в английский флот просачивались корабли, которые у других европейцев продолжали называться бригантинами, а в флоты других европейцев поступали усовершенствованные английские бриги.

Французы долго сопротивлялись введению бригов в свой флот. И когда это все же произошло, моряки стали свидетелями твердой упертости французских академиков, не желающих ни под каким видом пускать английское слово в родной язык. Продолжалось это до конца 18 века, когда, наконец, французская блокада пала и в классификации появился французский бриг.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #56 : 16 Октября 2016, 20:56:36 »
Союзник России на страже мира.
Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 Дальность стрельбы, м: 300-5800 Вес бомбы, кг: 113 Калибр, мм: 212 Длина бомбы, мм: 1830 Скорость погружения в воде, м/с: 11,6 Глубина действия, м: 450 Скорострельность в залпе, выстрелов/с: 2,4 Вес пусковой установки, кг: 3100 Число стволов в пусковой установки, штук: 12 Длина пусковой установки, мм: 2000 Ширина пусковой установки, мм: 2250 Высота пусковой установки, мм: 1700 Число пусковой установки на корабле, штук: 2-4 Марка взрывателя: УДВ-60 Общим и существенным недостатком реактивных бомбометов, разработанных и принятых на вооружение ВМФ в первое послевоенное десятилетие, являлось их ручное заряжание, затруднявшее многоразовое использование бомбометов в свежую погоду и при волнении. В 1961 году на вооружение принимается новая, более совершенная система для залповой и одиночной стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-60 по подводным лодкам и торпедам. Система РБУ-6000 включает в себя дистанционно наводящуюся установку, заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-60 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер». Время реакции с момента обнаружения подводной лодки до начала стрельбы составляет 1-2 минуты. РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. Под установкой в подпалубном помещении располагается погреб с глубинными бомбами. Заряжание и разряжание пакета стволов производится с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не требуется. После заряжания последнего ствола РБУ автоматически переходит в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматически переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу. Предельные углы наведения РБУ-6000 в вертикальной плоскости -15°/+60°, в горизонтальной плоскости по курсовому углу — от 0° до +180°. Скорость приводов наведения в автоматическом режиме 30 град/с, а в ручном 4 град/сек. Боевое применение установки возможно при волнении до 8 баллов. РГБ-60 и РГБ-10 — неуправляемые реактивные снаряды с фугасными боевыми частями и реактивными двигателями на твердом топливе. Взрыватель УДВ-60, предназначенный для использования в РГБ-60, обеспечивает подрыв боевых частей бомб при ударе о цель и на заранее установленной глубине в пределах от 15 и до предела. В 1966 году на вооружение ВМФ для комплектации РГБ-60 был принят неконтактный взрыватель ВБ-2 акустического активного принципа действия с радиусом реагирования до 6 м. Он размещался в корпусе УВД-60 и использовался в комбинации с ним. Противолодочная система получала целеуказание от корабельных ГАС или от системы «Дозор-Тюльпан». От ГАС пеленг и дистанция до ПЛ передавались в систему ПУСБ, которая вырабатывала углы горизонтального и вертикального наведения РБУ. Электрические силовые приводы наводили установки по непрерывно выработанным углам и удерживали их на этих углах при стрельбе. Значения глубины взрыва бомб вводились во взрыватели с помощью приборов управления стрельбой, дистанционно, по команде с ГКП. Стрельба могла быть залповая или одиночная, из одной или двух установок. Реактивная глубинная бомба совершает полет по баллистической траектории и приводняется на заданной дистанции. В момент приводнения бомбы взрыватель УДВ-60 взводится и обеспечивает взрыв боевой части бомбы при ударе ее о цель или на установленной глубине. Скорость погружения в воде РГБ-60 составляет 11,6 м/с. Взрыв одной бомбы вызывал срабатывание взрывателей бомб залпа в радиусе до 50 метров. РБУ-6000 вооружались надводные корабли пр.61, 1134, 1134А, Б, 1135, 1123, 1124, 58, 56У, 35, 57, 56A, 204, 159A и другие.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #57 : 16 Октября 2016, 21:07:37 »

Новые российские подлодки будут меньше нынешних
Собственно, для скрытого патрулирования Арктики и создавались подводные ракетные крейсеры стратегического назначения 941-ой серии, затем получившей название "Акула". Способность пробивать ледяную толщу была лишь одной из многочисленных особенностей этого корабля. В целом "Акула" не только превзошла американскую АПЛ класса "Огайо", в противовес которой разрабатывалась, она стала самой большой (26 метров в высоту - больше девятиэтажного дома, почти 180 метров в длину - два футбольных поля) и смертоносной подводной лодкой в мире. Она несла 20 трехступенчатых баллистических ракет Р-39 "Вариант", каждая из которых имела 10 боеголовок с индивидуальным наведением и мощностью по 100 килотонн.
"Акула" могла осуществлять запуски как из надводного, так и из подводного положений на глубине до 55 метров и без ограничений по погоде. Одного залпа подлодки было достаточно, чтобы поразить до 200 целей.
Учебный запуск, запечатленный в ролике, был произведен 25 августа 1995 года по полигону в Архангельской области экипажем шестой по счету в серии "Акулой" ТК-20 (в 2000-м году крейсеру было присвоено имя "Северсталь") под командованием капитана первого ранга Александра Богачева. За ту стрельбу многие члены экипажа корабля получили государственные награды.
Однако, как рассказал в видео сам Богачев, тот поход не обошелся без инцидента, который спустя годы вспоминается с долей юмора, а в 1995-м мог обернуться серьезным взысканием. При всплытии за несколько дней до залпа, 21 августа, ТК-20 получилавмятину.

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #58 : 16 Октября 2016, 21:15:12 »

Basurman

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Морская душа
« Ответ #59 : 16 Октября 2016, 21:22:07 »
"Георгий Победоносец" стал лучшим ракетоносцем ВМФ
- Было очень сильное течение, мы нашли полынью. Причем, по данным навигационного комплекса, точность всплытия была великолепной, то есть именно в географической точке. Начали всплывать - полынья уходит. Попытались подогнать лодку под полынью, никак не получается, полынья быстрее. Три с половиной часа гонялись, но в конце концов всплыли все-таки. Но как оказалось, на глубине примерно 40 метров лодку течением развернуло, и она не вдоль полыньи встала, а поперек. Корма подо льдом оказалась, и льдина большая разломилась пополам. Часть, которая попала на корпус, ударила и сделала вмятину на правом борту, - пояснил командир корабля.
По словам Богачева, в тот момент все члены экипажа радовались успешному всплытию, а у него самого были двоякие чувства.
- Я уже имел печальный опыт общения с начальством, когда приходил с вмятинами. Меня начинали в капусту рубить, мол "негодяй, преступник корабли ломает". Смазанный момент такой получился, - вспоминал подводник.
Затем офицеры ТК-20 установили на льду российский триколор и Андреевский флаг, закопали послание потомкам и начали готовиться к запуску ракеты. По словам Богачева, чтобы снять уникальные на то время кадры, несколько членов экипажа просидели на арктическом снегу около девяти часов.
« Последнее редактирование: 17 Октября 2016, 20:11:09 от Basurman »